Правовые основы государственного муниципального долга и кредита

Государственный и муниципальный кредит: понятие, значение, правовые основы

Кредитом называется определенная процедура, когда осуществляется предоставление денег или какого-либо товара в долг на конкретный срок на условиях возмездности, а также возвратности. Вознаграждение за использование кредита устанавливается, в большинстве случаев, в специальной форме процента.

Для того чтобы привлечь финансовые средства в распоряжение государства, а также образований муниципального характера и для решения определенных трудностей бюджетного дефицита, помимо иных способов, используется кредит государственной направленности. Отношения кредитного порядка получили достаточно широкое распространение в современной экономической сфере в России. Кредит муниципального характера, как самостоятельный правово-финансовый институт состоит из относительно обособленных однородных финансовых отношений, в свое время контролируемых специальной системой правовых норм.

Государственный кредит

Государственный кредит выступает в качестве одного из главных (вместе с налогами) инструментов для осуществления решения проблем достижения баланса доходов бюджетной направленности, а также различных расходов. Отдельные вопросы, имеющие прямое отношение, например, конкретного порядка во время которого, осуществляется заключение договоров государственного займа, контролируются также гражданско-правовыми нормами (о чем свидетельствует 817 статья ГК Российской Федерации). Вне зависимости от уровня кредит (государственный, а также муниципальный) вполне можно разбирать в двух значениях (аспектах): экономическом и правовом.

Кредит (государственного и муниципального характера) как некая экономическая категория выступает в роли базисного понятия в отношении к кредиту в аспекте правовой направленности и представляет собой конкретную систему денежных отношений, появляющихся в связи с привлечением государством, и муниципальными образованиями на добровольных началах для временного применения свободных средств финансового порядка юридических, и, что самое главное физических лиц.

И в том случае, если сущность самой категории кредита рассматривается, как передача определенных платежных средств кредитором заемщику для того чтобы применять их последним на началах возвратности и в каких-либо собственных интересах, то сущность экономической направленности государства и муниципального кредита кроется в том, что временно свободные финансовые средства юридических, а также определенных физических лиц аккумулируются, и на условиях возвратности, и возмездности применяются государством (муниципальным образованием) как ссудный капитал. Государство же в свое время направляет его на общегосударственные потребности (чаще всего, на покрытие дефицита бюджета) либо перераспределяет на льготных условиях между какими-либо отраслями экономики, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, которые имеют большое социальное и, что наиболее важно экономическое значение для государства, и тех граждан, которые в нем проживают.

Особенность отношений финансово-экономического порядка, которые появляются в ходе государственного и муниципального кредита, кроется в их субъектном составе.

Как совокупность финансово-экономических отношений кредит государственной направленности представляет собой определенные отношения между государством, с одной стороны, и юридическими, и физическими лицами – с другой, при которых само государство показывается в качестве заемщика финансовых средств, которые на данный момент времени еще свободны.

Муниципальный кредит

При кредите муниципального характера в качестве заемщика выступает, соответственно, муниципальное образование, а кредиторами – граждане и организации. Отсюда получается, что обязательным субъектом отношений правового порядка по государственному и муниципальному кредиту является государство или образование муниципальной направленности.

Государственный, а также муниципальный кредит можно разбирать и в правовом аспекте. С какой-либо правовой точки зрения государственный (муниципальный) кредит – это процесс, когда происходит урегулированные нормами правовой направленности отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями временно свободных средств денежного порядка юридических, и физических лиц на определенных принципах добровольности, возмездности, срочности, и, конечно, возвратности с целью покрытия бюджетного дефицита, а также контролирования денежного обращения.

Любая роль традиционного характера кредита государственного порядка всегда крылась в обеспечении своевременного финансирования тех расходов государства, которые происходили при наличии дефицита государственного бюджета. С развитием экономики в рыночной сфере с целью контроля за финансированием общесоциальных потребностей общества государство применяет кредит, а также для того чтобы осуществлять регулирование денежных обращений.

Главная причина применения какого-либо государственного кредита – это нехватка доходов бюджета для осуществления покрытия государственных и муниципальных расходов.

Для реализации каких-либо операций по государственному (муниципальному) кредиту требуется наличие определенных временно не занятых средств юридических лиц и граждан. Применение данных средств в роли кредитных ресурсов дает право государству не прибегать к эмиссионной деятельности. Именно из-за этого роль государственного (муниципального) кредита кроется не только в том, что он используется как некий дополнительный источник пополнения доходов бюджета, но может служить одним из главных факторов улучшения регулирования денежного обращения, развития форм безналичного характера расчетов, укрепления внутренней валюты.

Отношения кредитной направленности также складываются на специальном уровне субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления и контролируется правовыми документами соответствующего уровня на основе самого законодательства Российской Федерации.

Федеральный закон

Среди главных источников процесса правового контролирования муниципального кредита особо следует выделить Федеральный закон от 1996 года 22 апреля №39-Φ3 «О рынке ценных бумаг» и закон Федеральной направленности от 1998 года 29 июля №136-Φ3 «Об особенностях обращения и эмиссии государственных, а также муниципальных ценных бумаг». Порядок заключения какого-либо договора государственного займа получил правовое закрепление во второй части ГК Российской Федерации.

Читайте так же:  Долг банку по кредиту срок давности

Вопросы кредита государственной направленности конкретных субъектов Российской Федерации и муниципального кредита контролируются также определенными конституциями, и уставами субъектов Российской Федерации, а также уставами конкретных образований муниципальной направленности.

Положения общего характера имеющие отношение к контролированию правовой направленности выпуска в обращение муниципальных, а также региональных займов, содержатся в Конституции Российской Федерации (об этом говорится в 12, 71, 72, а также 75 и 132 статье) и Федеральном законе от 2003 года 6 октября №131-Φ3 «Об принципах общего характера организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Все отношений правовой основы государственного кредита носят государственно-властный характер.Не обращая внимание на то, что государство в этих отношениях является должником, именно оно имеет право в одностороннем порядке устанавливать их условия: срок, платность, виды, основания их прекращения, а также изменения.

Юридические и, конечно, физические лица, которые на добровольной основе вступают в отношения по государственному кредиту, обязаны выполнять все необходимые условия займа.

В отличие от отношение правового порядка по банковскому кредиту субъекты тут неравноправны, так как главным методом контролирования правоотношений по государственному кредиту является метод государственно-властных велений и государству принадлежит определенная функция управления государственным внутренним долгом. Определенные рамки временного характера, деяния правоотношений в сфере государственного кредита в одностороннем порядке устанавливаются государством.

В сфере кредита государственной направленности появляются, тем не менее, отношения правового характера не только по поводу государственных долговых обязательств (между заемщиком (государством) и кредиторами), но и правоотношения, в свое время опосредуемые функционированием государственного долга.

Тема 11. Правовые основы государственного и муниципального кредита в РФ

Прочитав внимательно гл. 15 Учебника, студенту следует уяснить, что кроме налогов и неналоговых платежей значительное место в бюджетных поступлениях занимают заемные средства, в том числе поступающие в форме кредитов, государственных займов и займов органов МСУ, других формах, гарантированных органами исполнительной власти общей компетенции.

Государственный и муниципальный кредит — одна из форм мобилизации денежных ресурсов государством и муниципальными образованьями с целью выполнения ими своих функций. В свою очередь государственный кредит играет двоякую роль: во-первых, он ориентирован на формирование денежных средств для покрытия дефицита бюджета, во-вторых, государство выступает в качестве кредитора в международных кредитных операциях.

До последнего времени при характеристике государственного и муниципального кредита отмечались три его основные особенности.

Во-первых, одной из сторон этих отношений обязательно является государство; во-вторых, государство в них — должник, а кредитором выступают население и юридические лица; в-третьих, привлеченные средства направляются на финансирование бюджетных расходов. В последние годы с изменением отношений в области государственного строительства и экономических условий изменяется содержание и этих отношений. Государство все шире начинает выступать в качестве кредитора. Все большее признание получает точка зрения, согласно которой под государственным и муниципальным кредитом понимается система распределительных денежных отношений государства и муниципальных образований с физическими и юридическими лицами по поводу:

а) мобилизации временно свободных денежных средств на началах срочности, возвратности, возмездности;

б) выдачи бюджетных средств на тех же началах возвратности, срочности, платности.

Студент должен уметь раскрыть понятие государственного и муниципального кредита как экономической, финансовой и правовой категории.

Студент должен знать, что государственный и муниципальный кредит имеет ряд специфических черт: добровольность; возвратность и платный характер; его обеспечением служит все имущество, находящееся в собственности государства; привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер — направляются на погашение бюджетного дефицита, а на уровне субъектов федерации или муниципального образования привлекаемые посредством государственного кредита средства могут иметь выраженную целевую направленность; носит срочный характер (согласно Бюджетному кодексу РФ долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет).

Студент должен уяснить понятие государственного и муниципального долга, данное в ст. 97 БК РФ. Более глубокому изучению сущности данного явления способствует рассматривание его видов. Деление государственного и муниципального долга на виды осуществляется на основании различных квалифицирующих признаков:

1. по объему долга — капитальный и текущий;

2. по срокам — краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный;

3. по субъектам-заемщикам — федеральный, региональный, местный;

4. по валюте платежа и субъектам-кредиторам — внутренний и внешний.

Помимо видов долга необходимо рассмотреть вопрос о его формах, перечисленных в ст. 98 БК РФ.

Студент должен знать основные методы управления государственным долгом:

кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ);

договоров о предоставлении Российской Федерации государственных гарантий;

соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации прошлых лет;

ориентироваться в понятиях «конверсия», «консолидация», «унификация», «отсрочка», «рефинансирование», «аннулирование», «реструктуризация»; помнить, что контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга осуществляется Парламентом страны, а Правительство должно ежегодно публиковать данные о состоянии государственного внутреннего и внешнего долга.

Верхний предел государственного внутреннего долга устанавливается Государственной Думой Федерального Собрания при утверждении федерального бюджета РФ на предстоящий финансовый год. Важнейшей формой государственного и муниципального долга является проведение займов.

Студент должен знать, что государственные займы можно классифицировать по срокам действия (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные), по субъектам-эмитентам (Правительство РФ, правительства субъектов РФ, местные органы власти), по субъектам — держателям ценных бумаг (юридические лица, физические лица, смешанное), по форме выплаты доходов (процентные, выигрышные, смешанные, целевые), по методам размещения (добровольные, подписные, принудительные), по форме (облигационные, безоблигационные).

Читайте так же:  Займы без справок онлайн заявка

Кроме того, студенту необходимо ознакомиться с правовым регулированием выпуска и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг в РФ, знать основные виды государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ), оценивать их значение для покрытия бюджетного дефицита.

При изучении данной темы студенту следует обратить внимание, что в настоящий момент, когда наша страна интегрируется в мировой рынок, следует различать внутренние и внешние государственные кредиты. При изучении внешних кредитов следует обратить внимание на организации кредиторов, получившие названия «Парижский» и «Лондонский» клуб, Международный валютный фонд, которые наряду с оказанием экономической помощи в целях достижения стабильности пытаются влиять и на политическую жизнь внутри страны, в чем усматривается негативная тенденция.

Студенту следует иметь в виду, что вопросы правового регулирования сберегательного дела в нашей стране тесно взаимосвязаны с государственным кредитом, т.к. сбережения населения всегда были важными кредитными источниками государства и в настоящее время привлечение вкладов граждан и юридических лиц играет важную роль в стабилизации денежного обращения, в укреплении национальной валюты.

Отношения, рассматриваемые в данной теме, очень обширны, многогранны и разнообразны. Организуя их, государство применяет различные методы, приемы. Поэтому они регулируются не только нормами финансового права, но и конституционного, административного и, особенно, гражданского. Руководствуясь знанием особенностей финансово-правовых отношений, студент должен уметь определить сферу действия финансового права в области государственного и муниципального кредита.

Дата добавления: 2014-12-17 ; Просмотров: 203 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Правовые основы государственного и муниципального долга

Правовые основы государственного и муниципального долга содержатся в главе 14 БК РФ.

Государственным долгом Российской Федерации являются ее долго-вые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иност-ранными государствами, международными организациями и иными субъ-ектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ (ст. 97 БК РФ).

Государственный долг субъекта Российской Федерации

это совокупность долговых обязательств субъекта РФ (ст 99 БК РФ).

Муниципальный долг — это совокупность долговых обязательств муниципального образования (ст. 100 БК РФ).

Государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично (ст 115 БК РФ)

Государственный и муниципальный долг любого административно-территориального образования полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в его собственности имуществом, составляющим его казну.

Государственный долг можно дифференцировать в зависимости от субъекта заемных отношений (РФ, субъекты Федерации и муниципальные образования).

Управление государственным и муниципальным долгом осуществляется Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления.

Под управлением государственным и муниципальным долгом следует понимать совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска и размещения долговых обязательств. К основным методам управления долгом относятся: конверсия -изменение размера доходности займа; консолидация- увеличение срока действия уже выпущенных займов; унификация — объединение нескольких займов в один,

аннулирование — отказ от долговых обязательств, реструктуризация — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств

Право на осуществление внешних заимствований принадлежит только Российской Федерации.

Право на осуществление внутренних заимствований (в указанных формах) принадлежит РФ, субъектам федерации, муниципальным образованиям.

В ст. 106 и 107 БК РФ установлены предельные объемы долга соответствующего уровня бюджета, а в ст 111 БК РФ установлены предельные объемы расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга.

Согласно ст. 119 БК РФ обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями.

В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ

Видео (кликните для воспроизведения).

Информация о долговых обязательствах вносится в Государственную долговую книгу Российской Федерации (сведения об объеме долговых обязательств и гарантий РФ, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация), государственную долговую книгу субъекта Российской Федерации (аналогичная информация) или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Согласно ст 86 ФЗ от 23 декабря 2004 г. № 173-Ф3 «О федеральном бюджете на 2005 год» верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2006 г. по долговым обязательствам РФ установлен в сумме 998,5 млрд рублей.

Согласно ст 92 того же ФЗ на 1 января 2006 г. установлены:

верхний предел государственного внешнего долга Российской Феде-рации в сумме 106,9 млрд дол. США (или 77,9 млрд евро),

верхний предел государственного внешнего долга иностранных государств (за исключением государств-участников Содружества Независимых Государств) перед РФ в сумме 82,4 млрд дол. США;

верхний предел государственного внешнего долга государств-участников Содружества Независимых Государств перед РФ в сумме 3,2 млрд дол. США;

4) предел предоставления гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований в сумме 2,0 млрд дол. США.

Раздел IV. Правовые основы государственного И муниципального кредита (долга) и организации страхового дела

Понятие и значение государственного и муниципального кредита, его правовые основы. Отличие государственного (муниципального) кредита от банковского кредита.

Читайте так же:  Регистрация договора займа между юридическими лицами

Государственный и муниципальный долг как результат функционирования государственного кредита. Формы государственного и муниципального внутреннего долга. Государственные и муниципальные займы как форма государственного и муниципального^ долга.

Финансовые правоотношения в области государственного (муниципального) кредита, их особенности, субъекты правоотношений.

Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным (муниципальным)

Правовое регулирование сберегательного дела. Взаимосвязь государственного (муниципального) кредита с привлечением и сбережений населения. Гарантирование сбережений граждан РФ и государственный внутренний долг. Создание системы страхования вкладов физических лиц. Агентство по страхованию вкладов. Тема 19. Правовое ре1улирование организации страхового дела

Общая характеристика страхования, и основ организации страхового дела. Понятие страхования как звена финансовой системы. Значение страхования, возрастание его роли в условиях перехода к рыночной экономике. Характеристика страхования как правовой категории. Характерные черты страхования, его функции.

Основы организации страхового дела. Государственное регулирование и надзор в области страхования. Органы, осуществляющие страховой надзор.

Характеристика регулируемых финансовым правом отношений в области страхования.

Виды страхования. Обязательное страхование. Основные отрасли страхования — имущественное и личное. Добровольная и обязательная формы страхования. Обязательное страхование, осуществляемое за счет средств государственного бюджета и за счет средств страхователей.

§ 4. Правовое регулирование муниципального кредита

Муниципальный кредит характеризуется следующими особенностями:

он является составной частью кредита как звена финансовой системы РФ;

он является самостоятельным звеном муниципальной финансовой системы;

результатом отношений в области муниципального кредита выступают муниципальный долг или внутренний государственный долг, если муниципальные ценные бумаги гарантированы Правительством РФ или исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;

объект складывающихся правоотношений — заемные денежные средства муниципальных образований, в целях оформления которых эмитируются ценные бумаги;

преобладающая воля органа местного самоуправления, его обязательное участие;

муниципальные займы являются одним из методов привлечения дополнительных финансовых ресурсов в бюджет муниципального образования;

отношения по поводу муниципального кредита всегда носят имущественный (денежный) характер.

Муниципальный кредит как форма внутреннего публичного кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий, организаций привлекаются на финансирование нужд местного сообщества путем выпуска и размещения ценных бумаг различных видов.

Источниками муниципального кредита могут выступать: население соответствующего муниципального образования; государство; кредитные организации; другие муниципальные образования (взаимный кредит).

Правовое регулирование муниципального кредита осуществляется актами трех уровней: нормативными правовыми актами федерального, регионального уровня и непосредственно актами органов местного самоуправления. Специфика правовых основ муниципального кредита обусловлена тем, что, с одной стороны, общие принципы организации местного самоуправления являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а с другой — установление основ кредитной политики относится к исключительной компетенции Российской Федерации.

Правовое регулирование муниципальных займов осуществляется на основании ст. 132 Конституции РФ, закрепляющей самостоятельность органов местного самоуправления в утверждении и исполнении своих бюджетов, установлении местных налоговых сборов, а также в решении иных вопросов местного значения.

Развивая конституционные положения, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит финансовые средства от местных займов к доходному источнику муниципального бюджета (ст. 64).

Довольно обширное правовое регулирование муниципальных кредитных отношений содержится в гл. 14 БК РФ: дано понятие муниципального заимствования, муниципального долга, установлены источники финансирования дефицита местного бюджета, меры ответственности по долговым обязательствам муниципальных образований и т. п.

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» предусматривает возможность финансирования инвестиционной деятельности различными субъектами, в том числе органами местного само-управления, за счет финансовых средств инвесторов (банковские, бюджетные кредиты, облигационные займы) (гл.

Впервые в истории современного российского права в ГК РФ включены нормы о договоре государственного и муниципального займа (ст. 817), которые распространяют правила о договоре государственного займа на правила в отношении займов, выпускаемых муниципальными образованиями.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» называет в качестве эмитентов ценных бумаг и органы местного самоуправления (ст. 2).

Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» устанавливает правовые основы участия муниципальных образований в отношениях, возникающих в результате осуществления эмиссии ценных бумаг. Названный Закон ограничивает размер дефици-та бюджета муниципального образования 10% собственных доходов, устанавливает величину расходов на обслуживание долга не более 15% общей величины расходов местного бюджета.

Более детальное правовое обеспечение муниципальный кредит получает в нормативных правовых актах субъектов РФ и непосредственно в актах органов местного самоуправления. Так, почти все региональные конституции и уставы содержат норму, определяющую право муниципальных образований на осуществление кредитной деятельности . В ряде субъектов РФ приняты отдельные нормативные правовые акты, регулирующие кредитные отношения.

К названной категории можно отнести Закон Волгоградской области от 19 июня 2003 г. (в ред. от 3 апреля 2006 г.) «Об управлении государственным долгом Волгоградской области», Закон г. Москвы от 14 ноября 2007 г. № 43 «О государственном долге города Москвы», Закон Тюменской области от 26 сентября 2006 г. № 494 «О государственном долге Тюменской области», применяемые и в сфере муниципальной кредитной дея-тельности. Законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в субъектах РФ развивают положения конституций и уставов, конкретизируют полномочия органов местного самоуправления в сфере осуществления кредитной деятельности, формы муниципального долга и т. п. Например, Закон Нижегородской области от 6 октября 2005 г. (в ред. от 6 мая 2006 г.) «О бюджетной системе и бюджетном процессе в Нижегородской области» дает определения муниципального кредита и муниципального долга, устанавливает компетенцию органов местного самоуправления в кредитной сфере. Закон Санкт-Петербурга от 18 мая 2005 г. (в ред. от 16 февраля 2006 г.) «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» закрепляет право органов местного самоуправления на выпуск местных займов как гарантию самостоятельности местного самоуправления.

Читайте так же:  Учет процентов по кредитам проводки

Последующее правовое оформление кредитной компетенции органов местного самоуправления осуществляется непосредственно финансово-правовыми актами муниципального уровня. Так, решением Городской Думы г. Краснодара от 27 ноября 2003 г. № 40 утверждено Положение о порядке ведения муниципальной долговой книги муниципального образования город Краснодар, решением Курского городского собрания от 11 сентября 2006 г. № 262 утвержден Порядок муниципальных внутренних заимствований муниципального образования город Курск, постановлением исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 23 ноября 2007 г. №4159 утверждено Решение об эмиссии муниципальных облигаций города Казани.

Как и государственный кредит, муниципальный кредит является комплексным правовым институтом, регулируемым нормами различных отраслей права.

Финансовые отношения в сфере муниципального кредита возникают в процессе финансовой деятельности органов местного самоуправления. Будучи урегулированными нормами финансового права, данные отношения становятся финансовыми правоотношениями с соответствующим составом и содержанием.

Финансовые правоотношения в области муниципального кредита складываются по поводу формирования, функционирования и погашения внутреннего долга муниципального образования или государства, если муниципальный заем гарантирован государством.

Отношения в области муниципального кредита всегда складываются по поводу образования, распределения и использования соответствующих финансовых ресурсов и носят имущественный (денежный) характер объекта.

В правоотношениях по муниципальному кредиту, как и в других финансовых отношениях, одной из сторон является орган местного самоуправления. Вторым субъектом может быть любой участник финансовых правоотношений. Участие орга — нов местного самоуправления в правоотношениях является обязательным, здесь орган самоуправления выступает заемщиком — эмитентом ценных бумаг.

Объектом правоотношений, возникающих при проведении муниципального займа, являются заемные денежные средства органов местного самоуправления, в целях оформления которых эмитируются ценные бумаги.

Все правоотношения в области муниципального кредита носят властный характер, так как именно органы местного самоуправления имеют право в одностороннем порядке устанавливать условия займа — временные границы действия правоотношений, платность, виды, основания прекращения и изменения.

Бюджетный кодекс РФ муниципальными заимствованиями называет займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства (п. 7 ст. 103).

Муниципальные займы — это кредитные отношения, складывающиеся между органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, оформленные ценными бумагами от имени муниципального образования.

В соответствии с Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» муниципальными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования (п. 1 ст. 2).

За последние годы развития рынка муниципальных ценных бумаг были выпущены долговые обязательства самых различных наименований: жилищные займы, муниципальные краткосрочные облигации, облигационные сберегательные займы, телефонные займы и т. д. На муниципальном уровне осуществляются эмиссия краткосрочных долговых обязательств, погашаемых паями муниципальной собственности, выпуск облигаций с дополнительными лотереями.

Займы органов местного самоуправления оформляются, как правило, в виде облигаций.

Эмиссия муниципальных ценных бумаг осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Эмитентом ценных бумаг муниципального образования является исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством РФ и уставом муниципального образования. Например, Устав г. Томска относит принятие решений о выпуске и размещении городских займов, о выделении ссуд и займов из средств городского бюджета к полномочиям мэра г. Томска. Аналогично вопрос об эмитенте муниципальных ценных бумаг решается уставами других муниципальных образований.

При эмиссии муниципальных ценных бумаг исполнительный орган местного самоуправления утверждает в форме правового акта Генеральные условия эмиссии, которые должны включать указания на вид ценных бумаг; форму их выпуска; срочность данного вида ценных бумаг; валюту обязательств; особенности денежного или имущественного характера исполнения обязательств; имеющиеся ограничения оборотоспособ- ности или круга приобретателей ценных бумаг. На основании Генеральных условий эмитент в лице исполнительного органа местного самоуправления принимает документ также в форме правового акта, содержащий конкретные условия выпуска и обращения муниципальных ценных бумаг. Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» определяет перечень условий, которые обязательно должны содержаться в названном документе: вид ценных бумаг; сроки их обращения; номинальную стоимость одной ценной бумаги; порядок размещения выпуска; способы осуществления прав по ценным бумагам; размер или порядок расчета дохода и иные существенные условия.

В отличие от условий эмиссии ценных бумаг федерального уровня правовой акт о муниципальной эмиссии должен содержать дополнительную информацию о муниципальном бюджете развития и текущем бюджете; о суммарной величине муниципального долга на момент эмиссии; об исполнении трех предыдущих муниципальных бюджетов.

По итогам эмиссии исполнительным органом местного самоуправления составляется отчет, принимаемый в форме правового акта.

Условия эмиссии в форме правового акта подлежат регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством РФ на составление или исполнение федерального бюджета.

Первичная эмиссия муниципальных ценных бумаг осуществляется на основании решения об эмиссии отдельного выпуска муниципальных ценных бумаг в соответствии с Генеральными условиями и условиями эмиссии. Решение о выпуске должно содержать обязательные условия, складывающиеся из следующих элементов: наименование эмитента; даты начала, периода размещения и погашения ценных бумаг; вид и форма выпуска ценных бумаг; номинальная стоимость одной ценной бумаги; количество ценных бумаг данного выпуска; наименование регистратора или депозитария, осуществляющего учет прав владельцев муниципальных ценных бумаг; имеющиеся ограничения и иные существенные условия эмиссии. В качестве иных существенных условий муниципальными ре-шениями указываются порядок использования средств займа, процедура и органы контроля за соблюдением условий эмиссии и целевым использованием средств займа, запрет на разглашение и иное использование конфиденциальной информации и т. п. Названные условия должны быть опубликованы в средствах массовой информации или раскрыты эмитентом иным способом не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения.

Читайте так же:  Кредит в рено банке отзывы

Глава 18. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга) § 1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный долг

Как экономическая категория государственный (муниципальный) кредит представляет собой систему экономических денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных и платных нача- лахдлявременногоисполъзованиясвободныхденежныхсредствюри- дических и физических лиц в целях формирования’ ссудного фонда.

Вместе с, тем государственный (муниципальный) кредит является самостоятельным институтом финансового права. Он является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса доходов и расходов бюджета. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка договоров государственного займа, регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный (муниципальный) кредит является са-мостоятельным финансово-правовым институтом. Это подтверждается верховенством государства в регулировании организации государственного и муниципального кредита; главными целями функционирования института государственного кредита, которыми являются решение проблем погашения бюджетного дефицита и регулирование денежно-кредитных отношений, т. е. публичными целями; применением в качестве основного — императивного метода регулирования данных отношений; обязательным участием либо уполномоченного им органа в качестве субъектов рассматриваемых правоотношений. Все это отличает их от гражданских правоотношений.

С учетом перечисленных финансово-правовых признаков с правовой точки зрения государственный (муниципальный) кредит — это урегулированные правовыми нррмами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями свободных денежных средств юридических и физических лиц и иных субъектов на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному (муниципальному) кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным (муниципальным) и банковским кредитом имеются существенные различия как с экономической, так и с правовой стороны: 1) в отношениях по государственному кредиту всегда преобладает верховенство государства. При банковском кредите, наоборот, кредитор (банк) обладает всей полнотой прав по применению мер принуждения, предоставляемых ему законом в случае неисправности должника;

государство заключает долгосрочные займы без обеспечения их каким-либо залогом, тогда как при заключении договоров долгосрочных банковских ссуд необходимо предоставление залога;

при банковском кредите договор банковской ссуды заключается, как и любой гражданско-правовой договор, на условиях равенства сторон. При государственном же кредите, как исключение, возможно принуждение.

В результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется внутренний (а на уровне Федерации — и внешний) государственный долг, с материальной точки зрения представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам. Такой долг называется капитальным государственным долгом. Выделяют еще текущий государственный долг как сумму расходов государства по долговым обязатель

ствам, срок погашения которых уже наступил. Соответственно муниципальный внутренний долг — общая сумма задолженности муниципального образования по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Государственный долг РФ (далее — госдолг РФ) определяется в Б К РФ как долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права; государственный долг субъекта РФ (далее — госдолг субъекта РФ) — как совокупность долговых обязательств субъекта РФ. При этом госдолг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а госдолг субъекта РФ — соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта РФ. Муниципальный долг как совокупность долговых обязательств муниципального образования полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну (ст. 100 БК РФ). На 1 января 2005 г. верхний предел государственного внутреннего долга РФ установлен в сумме 98.8,1 млрд руб. (для сравнения: в 2003 г. — 652,1 млрд руб. ). Рост госдолга, как правило, влечет повышение ставок действующих налогов или даже введение новых налоговых платежей, поскольку основным источником погашения госдолговых обязательств и расходов по его обслуживанию являются средства бюджета.

Видео (кликните для воспроизведения).

Правовые основы государственного кредита Российской Федерации закреплены, помимо федеральных правовых, актов (БК РФ, часть вторая ГК РФ, федеральные законы от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Федерации», от 22 апреля г. «О рынке ценных бумаг», от 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», от 5 марта 1999 г. «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»), также правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. Общие же положения, касающиеся правового регулирования выпуска в обращение региональных и муниципальных займов, содержатся в Конституции РФ (ст. 12, 71, 72, 75, 132) и Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Источники

Правовые основы государственного муниципального долга и кредита
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here