Понятие государственного кредита и государственного долга

71. Государственный и муниципальный кредит и долг.

Государственный и муниципальный кредит представляет собой денежные отношения, по которым Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование предоставляют находящиеся в их распоряжении свободные денежные средства на возвратной, платной, срочной основе во временное пользование субъектам экономической деятельности, иностранным государствам или международным организациям либо привлекают свободные денежные средства субъектов экономической деятельности, иностранных государств или международных организаций на той же основе. Кредиторами и заемщиками в этих отношениях выступают, с одной стороны. Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице правительств и уполномоченных органов и организаций. С другой стороны, ими являются юридические и физические лица резиденты и нерезиденты, иностранные государства, международные организации.

Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются: срок предоставления или получения кредита; обязанности сторон; условия обеспечения возврата ссуды; размер процентной ставки за пользование ссудой; другие условия.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

– решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

– проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональной экономики;

– поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач, приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

Источником государственного и муниципального кредита служат средства соответствующего бюджета, предусмотренные на соответствующий финансовый год. Никаких специфических государственных или муниципальных кредитных ресурсов не существует. В этом особенность государственного и муниципального кредитования.

Как один из видов кредита государственный (муниципальный) кредит имеет ряд специфических черт, к которым можно отнести: 1) добровольный характер этих отношений; 2) возвратный и платный характер; 3) в отличие от банковского кредита, где в качестве обеспечения выступают материальные ценности, при заимствовании средств государством (муниципальным образованием), обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в их собственности; 4) привлекаемые в результате государственного (муниципального) кредита средства имеют специфический целевой характер – они направляются на погашение бюджетного дефицита. В то же время на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую направленность; 5) государственный (муниципальный) кредит носит срочный характер. В Бюджетном кодексе РФ оговорено, что государственные и муниципальные долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Функции государственного и муниципального кредита. Распределительная функция. Она заключается в перераспределении денежных ресурсов между бюджетной системой и субъектами экономической деятельности в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. перераспределение финансовых ресурсов осуществляется между: федеральным и региональными бюджетами; региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований; международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом; иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами; федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами – резидентами и др.

Регулирующая функция. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменения.

Государственный и муниципальный кредит выполняет также функции учета, целевого и рационального использования кредита, контроля.

Контроль осуществляется по следующим направлениям: за движением денежных потоков, осуществляемых через органы, обеспечивающие кассовое исполнение бюджета (казначейства, уполномоченные банки); за соблюдением условий кредитного договора, эмиссии ценных бумаг; за целевым использованием заемщиком выделенных средств; за выполнением дополнительных обязательств, принятых субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, и др.

Итак, по предоставленным государственным и муниципальным кредитам у заемщиков возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием как кредиторами. Государственные кредиты образуют государственные внутренние и внешние активы Российской Федерации. В случае же когда государство или муниципалитет являются заемщиками, возникают долговые обязательства, накопленная кредиторская задолженность бюджета, т.е. образуется государственный и муниципальный долг.

Государственный и муниципальный долг – накопленная задолженность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями, подлежащая погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

Государственный и муниципальный долг обеспечивается соответствующей государственной и муниципальной казной.

Долг может быть оформлен ценными бумагами или определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.

Государственный долг подразделяется на внутренний, который номинирован в национальной валюте, и внешний, который номинирован в иностранной валюте. Соответственно погашение и обслуживание долга осуществляется в той валюте, в которой он изначально номинирован.

Читайте так же:  Дам кредит под залог недвижимости

В состав государственного долга Российской Федерации входят долговые обязательства в следующих формах: 1. кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; 2. государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; 3. договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов других уровней бюджетной системы; 4. договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий; 5. соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации подразделяются на краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.

Государственный долг субъекта Российской Федерации – это совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации. Долговые обязательства субъекта Российской Федерации существуют в формах: 1. кредитных соглашений и договоров; 2. государственных займов субъекта, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации; 3. договоров и соглашений о получении субъектом бюджетных ссуд и бюджетных кредитов других уровней бюджетной системы; 4. договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта; 5. соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.

Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Долговые обязательства муниципального образования существуют в формах: 1. кредитных соглашений и договоров; 2. займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг; 3. договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов других уровней бюджетной системы; 4. договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

В составе государственного и муниципального долга учитываются следующие обязательства: основная номинальная сумма долга по государственным и муниципальным ценным бумагам; объем основного долга по кредитам; – объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней; объем обязательств по государственным и муниципальным гарантиям.

В составе государственного и муниципального долга для целей бюджетного законодательства и бюджетного процесса не учитываются: кредиторская задолженность бюджетных учреждений и унитарных предприятий, заимствования унитарных предприятий, недофинансирование получателей бюджетных средств, другая задолженность, возникшая из невыполнения договоров или причинения вреда государством или муниципалитетом.

Государственный кредит.

Государственным кредитом называется комплекс экономических взаимоотношений между государством от лица органов его власти и управления, с одной стороны, а также физ- и юрлицами — с другой стороны, при которых государство является заемщиком, кредитором и гарантом.

Гарантом государство будет при взятии им ответственности за погашение займов либо выполнение иных обязательств (которые брали физлица и юрлица) на себя.

Будучи заемщиком, государство имеет влияние на объем централизованных денежных фондов. Но не все кредитные отношения, в которых государство является гарантом, будут изменяться в этом направлении. Если задолжник вовремя и полностью выплачивает необходимые суммы, то гаранту (государству) нет необходимости тратить средства сверх одолженных. Однако в большинстве случаев государственные гарантии относятся к ненадежным заемщикам и становятся причиной дополнительных расходов из централизованных денежных фондов.

У государственного, банковского и коммерческого кредита есть сходства, но и есть отличие – у них разное обеспечение. У банковского либо коммерческого кредита в роли обеспечения зачастую берутся различные ценности. Когда берутся в кредит государственные деньги, для них обеспечением будет вся платежеспособность государства, все имущество, которое находится на его балансе.

Можно выделить несколько причин обязательного присутствия государственного кредита в любом государстве:

1) наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, то есть разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

2) дефицит государственного бюджета;

3) усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

Цели и задачи государственного кредита.

Не важно, какую форму имеет государственный кредит, он зачастую имеет добровольный характер. Исключением была ситуация, когда после ВОВ в СССР была введена обязательная подписка на государственные облигации, которые предназначались для сбора средств на восстановление народного хозяйства.

Государственный кредит применяется государством для решения таких проблем:

  • нахождение финансовых ресурсов на финансирование государственных расходов, увязки доходов и расходов;
  • регулирование макро- и микроэкономических процессов;
  • влияние на социальную и денежно-кредитную политику станы.

Условия получения

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

  1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
  2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
  3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
  4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

Особенности кредитования

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

  1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
  2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
  3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
  4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
  5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.
Читайте так же:  Грамотой награждается ученик занявший 1 место шаблоны

Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Какие функции выполняет государственный кредит?

  1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
  2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
  3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Государственный кредит и государственный долг.

Государственный кредит очень связан с понятием государственного долга. Рост количества кредитований от лица государства становится причиной увеличения государственного долга. Государственный долг РФ – это долговые обязательства страны перед юр. и физлицами, нерезидентами страны, международными организациями и другими субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся во владении государства имуществом, которое составляет государственную казну.

Долговые обязательства РФ в рамках категории «государственный кредит» бывают в таких видах:

  • Кредитные соглашения и договоры, которые были заключены с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями от имени РФ в пользу этих кредиторов;
  • Государственные долговые ценные бумаги, которые выпускаются от имени РФ;
  • Договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • Соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства минувших лет;
  • Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства РФ, основываясь на действующем законодательстве.

Сроки погашения долговых обязательств РФ и ее субъектов не должны быть больше 30 лет.

Что такое государственный кредит простыми словами?

Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

Основные виды

Ключевые формы кредитования:

  1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
  2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.

По географическому признаку выделяются:

  • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
  • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Принципы функционирования государственного кредита

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

  • добровольность;
  • возмездность (необходимость возврата с процентами);
  • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
  • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
  • срочность (период погашения);
  • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Плюсы и минусы

Преимущества государственного кредита:

  • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
  • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
  • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
  • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

  • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
  • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.

Тема 2.5 Государственный и муниципальный кредит и долг

Государственный и муниципальный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

При государственном кредите неотъемлемым участником являются федеральные и региональные органы власти и управления, при муниципальном кредите – органы местного самоуправления. Кредитные отношения, при которых государство выступает как заемщик средств, — это классическая форма государственного и муниципального кредита. В современных же условиях государство может выступать и как кредитор, предоставляя кредиты юридическим и физическим лицам, и как гарант – в тех случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.

Основные цели государственного и муниципального кредита:

финансирование бюджетного дефицита;

проведение региональной финансово-кредитной политики;

поддержка муниципальных образований;

поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

Как экономическая категория государственный и муниципальный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и совмещает их особенности. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджетную систему РФ.

Государственный и муниципальный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход, поэтому следует отличать государственный и муниципальный кредит от банковского кредита.

Отличия государственного и муниципального кредита от банковского кредита:

Государственный и муниципальный кредит, как правило, имеет более низкий процент по сравнению с банковским кредитом, а в некоторых случаях выдается без процентов.

Срок возврата банковского кредита строго регламентирован и его нарушение приводит к возникновению соответствующих экономических санкций (штрафов, пеней, процентов). Государственный и муниципальный кредит, как правило, не предусматривает экономических санкций государству.

Читайте так же:  Получить онлайн займ на карту без отказа

Банковский кредит используется, как правило, на конкретные цели, а государственный и муниципальный кредит используются на финансирование текущих мероприятий, т.е. не имеет строго целевого назначения.

Банковский кредит в некоторых случаях может служить причиной появления избыточной денежной массы, а государственный и муниципальный кредит может являться средством сокращения количества денег в обращении.

Высшим органом управления государственным и муниципальным кредитом являются законодательные органы власти. Законодательные органы власти устанавливают максимальные размеры привлечения средств и размеры кредитования за счет средств бюджета. Оперативное управление государственным и муниципальным кредитом возлагается совместно на Министерство финансов и Центральный Банк РФ, их территориальные подразделения по субъектам РФ и муниципальным образованиям.

Формы государственного и муниципального кредита:

1. Государственные и муниципальные гарантии, при которых государство выступает в качестве гаранта.

Государственная и муниципальная гарантия — это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого гарант дает письменное обязательство отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается государственная и муниципальная гарантия, обязательств перед третьими лицами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Письменная форма государственной и муниципальной гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной и муниципальной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность). Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия.

Государственные и муниципальные гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. При предоставлении гарантии обязательно проверяется финансовое состояние ее получателя.

Гарант по государственной и муниципальной гарантии несет субсидиарную или солидарную ответственность. Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной и муниципальной гарантии, в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.

Предоставление и исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежит отражению в долговых книгах (Государственной долговой книге РФ, Государственной долговой книге субъекта РФ, Муниципальной долговой книге).

Государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке, при этом гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом РФ. Государство гарантирует пенсионерам выплату базовой части трудовой пенсии за счет средств федерального бюджета РФ.

2. Государственные и муниципальные займы, при которых государство выступает либо в качестве заемщика, либо в качестве кредитора.

Основные виды государственных и муниципальных займов:

Государственные и муниципальные ценные бумаги. Максимальный срок обращения государственных ценных бумаг – 30 лет, максимальный срок обращения муниципальных ценных бумаг – 10 лет.

Иностранные кредиты. Данный вид займа – прерогатива РФ. На рынке иностранных кредитов РФ может выступать и кредитором, и заемщиком одновременно. Деятельность РФ как кредитора на международной арене остается свернутой и в основном ограничивается странами СНГ. Крупнейшими заемщиками РФ являются такие страны СНГ, как Украина, Беларусь и Казахстан. Деятельность РФ как заемщика проводится в основном относительно международных финансовых организаций.

Государство как кредитор может выдавать следующие кредиты:

внутренние кредиты – это кредиты внутри страны бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным предприятиям, юридическим и физическим лицам, органам власти в национальной валюте.

внешние кредиты — это кредиты, предоставляемые РФ в иностранной валюте иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают финансовые обязательства перед РФ как кредитором.

К внешним кредитам относят внешние долговые требования РФ.

Внешние долговые требования РФ – это финансовые обязательства иностранных государств и иностранных юридических лиц перед РФ как кредитором. Внешние долговые требования РФ формируют долг иностранных государств и иностранных юридических лиц перед РФ. Крупнейшими внешними должниками РФ являются следующие страны: страны СНГ (в первую очередь, Украина, Беларусь, Казахстан), Куба, Индия, Вьетнам, Монголия, развивающиеся страны Африки.

Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственными и муниципальными финансами. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный долг как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны.

Различают: 1.государственные и муниципальные внутренние заимствования, 2.государственные и муниципальные внешние заимствования.

Внутренние заимствования – это займы внутри страны (от бюджетов других уровней, от населения, от коммерческих банков и других).

Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств.

Внешние заимствования – это займы за пределами страны (от МВФ, от Парижского и Лондонского клубов, от Всемирного банка и других).

Государственные внешние заимствования РФ и субъекта РФ используются для покрытия дефицита федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ, а также для погашения государственных долговых обязательств РФ и субъектов РФ. Муниципальные внешние заимствования осуществлять нельзя в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных и муниципальных заимствований. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ.

Ежегодно разрабатываются программы внутренних и внешних государственных и муниципальных заимствований. Эти программы являются приложениями к бюджету соответствующего уровня. На федеральном и региональном уровне утверждаются программы внутренних и внешних государственных заимствований, а на местном уровне – только программы внутренних муниципальных заимствований.

В результате заемной деятельности государства образуется государственный и муниципальный долг.

Читайте так же:  Рефинансирование кредита онлайн на карту

Государственный и муниципальный долг – это долговые обязательства, принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием.

Государственный и муниципальный долг напрямую связан с бюджетным дефицитом. Для покрытия бюджетного дефицита выпускаются займы, что приводит к последующему нарастанию долговых последствий. Величина государственного и муниципального долга, как и дефицит бюджета, важнейший показатель состояния экономики.

Виды государственного и муниципального долга:

1. капитальный и текущий

Капитальный долг – это совокупность долговых обязательств государства на определенную дату (на начало года).

Текущий долг – это предстоящие платежи по обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году).

2. внутренний и внешний

Внутренний долг – это долговые обязательства РФ, субъекта РФ или муниципального образования, выраженные в валюте РФ.

Внешний долг – это долговые обязательства РФ и субъекта РФ, выраженные в иностранной валюте, перед иностранными юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Долговые обязательства РФ и субъекта РФ могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти лет до 30 лет включительно). Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).

Управление государственным и муниципальным долгом – это совокупность мероприятий государства по погашению и регулированию суммы государственного и муниципального долга, а также по привлечению новых заемных средств.

Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ или Министерством финансов РФ. Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется высшим органом исполнительной власти субъекта РФ или финансовым органом субъекта РФ. Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования.

Учет и регистрацию долговых обязательств осуществляют в долговых книгах (Государственной долговой книге РФ, Государственной долговой книге субъекта РФ, Муниципальной долговой книге). Министерство финансов РФ ведет государственные книги внутреннего и внешнего государственного долга РФ (Государственная долговая книга РФ). Финансовыми органами субъекта РФ и муниципального образования осуществляется соответственно ведение Государственной долговой книги субъекта РФ и Муниципальной долговой книги.

Главным методом управления государственным и муниципальным долгом является реструктуризация долга, которая проводится в основном в отношении внешнего государственного долга РФ и субъектов РФ.

Реструктуризация долга – это пересмотр условий погашения долга.

Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Основные методы управления государственным и муниципальным долгом:

конверсия — изменение доходности займов,

консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных государственных и муниципальных займов,

унификация — решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов,

отсрочка погашения займа,

аннулирование государственного и муниципального долга — отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.

Следует отметить, что вышеперечисленные методы касаются в большей степени управления внутренним государственным и муниципальным долгом и отражают односторонние действия государства в этом процессе.

Государственный и муниципальный кредит и долг

Государственный и муниципальный кредит представляет собой денежные отношения, по которым Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование предоставляют находящиеся в их распоряжении свободные денежные средства на возвратной, платной, срочнойоснове во временное пользование субъектам экономической деятельности, иностранным государствам или международным организациям либо привлекают свободные денежные средства субъектов экономической деятельности, иностранных государств или международных организаций на той же основе. Кредиторами и заемщиками в этих отношениях выступают, с одной стороны. Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице правительств и уполномоченных органов и организаций. С другой стороны, ими являются юридические и физические лица резиденты и нерезиденты, иностранные государства, международные организации.

Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются: срок предоставления или получения кредита; обязанности сторон; условия обеспечения возврата ссуды; размер процентной ставки за пользование ссудой; другие условия.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

– решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

– проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональной экономики;

– поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач, приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

Источником государственного и муниципального кредита служат средства соответствующего бюджета, предусмотренные на соответствующий финансовый год. Никаких специфических государственных или муниципальных кредитных ресурсов не существует. В этом особенность государственного и муниципального кредитования.

Как один из видов кредита государственный (муниципальный) кредит имеет ряд специфических черт, к которым можно отнести: 1) добровольный характер этих отношений; 2) возвратный и платный характер; 3) в отличие от банковского кредита, где в качестве обеспечения выступают материальные ценности, при заимствовании средств государством (муниципальным образованием), обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в их собственности; 4) привлекаемые в результате государственного (муниципального) кредита средства имеют специфический целевой характер – они направляются на погашение бюджетного дефицита. В то же время на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую направленность; 5) государственный (муниципальный) кредит носит срочный характер. В Бюджетном кодексе РФ оговорено, что государственные и муниципальные долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет.

Функции государственного и муниципального кредита. Распределительная функция. Она заключается в перераспределении денежных ресурсов между бюджетной системой и субъектами экономической деятельности в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. перераспределение финансовых ресурсов осуществляется между: федеральным и региональными бюджетами; региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований; международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом; иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами; федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами – резидентами и др.

Читайте так же:  Займы под залог недвижимости доска

Регулирующая функция. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменения.

Государственный и муниципальный кредит выполняет также функции учета, целевого и рационального использования кредита, контроля.

Контроль осуществляется по следующим направлениям: за движением денежных потоков, осуществляемых через органы, обеспечивающие кассовое исполнение бюджета (казначейства, уполномоченные банки); за соблюдением условий кредитного договора, эмиссии ценных бумаг; за целевым использованием заемщиком выделенных средств; за выполнением дополнительных обязательств, принятых субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, и др.

Итак, по предоставленным государственным и муниципальным кредитам у заемщиков возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием как кредиторами. Государственные кредиты образуют государственные внутренние и внешние активыРоссийской Федерации. В случае же когда государство или муниципалитет являются заемщиками, возникают долговые обязательства, накопленная кредиторская задолженность бюджета, т.е. образуется государственный и муниципальный долг.

Государственный и муниципальный долг – накопленная задолженность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями, подлежащая погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

Государственный и муниципальный долг обеспечивается соответствующей государственной и муниципальной казной.

Долг может быть оформлен ценными бумагами или определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.

Государственный долг подразделяется на внутренний, который номинирован в национальной валюте, и внешний, который номинирован в иностранной валюте. Соответственно погашение и обслуживание долга осуществляется в той валюте, в которой он изначально номинирован.

В состав государственного долга Российской Федерации входят долговые обязательства в следующих формах: 1. кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; 2. государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; 3. договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов других уровней бюджетной системы; 4. договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий; 5. соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации подразделяются на краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные(от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.

Государственный долг субъекта Российской Федерации – это совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации. Долговые обязательства субъекта Российской Федерации существуют в формах: 1. кредитных соглашений и договоров; 2. государственных займов субъекта, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации; 3. договоров и соглашений о получении субъектом бюджетных ссуд и бюджетных кредитов других уровней бюджетной системы; 4. договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта; 5. соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.

Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Долговые обязательства муниципального образования существуют в формах: 1. кредитных соглашений и договоров; 2. займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг; 3. договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов других уровней бюджетной системы; 4. договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

В составе государственного и муниципального долга учитываются следующие обязательства:основная номинальная сумма долга по государственным и муниципальным ценным бумагам; объем основного долга по кредитам; – объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней; объем обязательств по государственным и муниципальным гарантиям.

В составе государственного и муниципального долга для целей бюджетного законодательства и бюджетного процесса не учитываются: кредиторская задолженность бюджетных учреждений и унитарных предприятий, заимствования унитарных предприятий, недофинансирование получателей бюджетных средств, другая задолженность, возникшая из невыполнения договоров или причинения вреда государством или муниципалитетом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники

Понятие государственного кредита и государственного долга
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here