Можно ли кредиты в исламе

Беспроцентный кредит

Понятие беспроцентного кредита

Кредит (ссуда, заём или долг) – в терминологии мусульманского права означает контракт о предоставлении одним лицом определённого имущества другому с тем, чтобы последний вернул его эквивалент без излишка. Это является дозволенным и установленным Шариатом действом.

Нуждающемуся в кредите дозволяется обратиться с соответствующей просьбой, а тому, к кому обратились с подобной нуждой, рекомендуется исполнить её. На это указывает священный Коран, Сунна и единодушие во мнениях среди мусульманской общины (иджма). В Коране Всевышний Аллах говорит:

مَنْ ذَا الَّذِي يُقْرِضُ اللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا فَيُضَاعِفَهُ لَهُ أَضْعَافًا كَثِيرَةً ۚ وَاللَّهُ يَقْبِضُ وَيَبْسُطُ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

(смысл): «Кто даст Аллаху прекрасный заём то есть потратит своё имущество на пути Аллаха чистосердечно, чтобы Он вернул ему, увеличив многократно?» (сура «Аль-Бакара», 245).

Понятие «заём», упомянутое в приведённом аяте, включает в себя как добровольные пожертвования (садака), которые мусульманин делает из своего имущества, так и кредиты, предоставляемые им для рабов Всевышнего.

Что касается Сунны Пророка ﷺ , то в хадисе, переданном Ибн Маджахом со слов Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), говорится, что к Пророку ﷺ явился некий бедуин, требуя уплаты долга, который должен был ему Посланник Аллаха ﷺ . Тогда Пророк ﷺ отправил посыльного к Хавле бинт Кайс, велев передать ей, чтобы она одолжила ему вяленые финики, если у неё есть, сказав, что вернёт ей долг позже. Она ответила согласием, и Пророк ﷺ вернул долг тому бедуину.

В другом хадисе, переданном со слов Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), говорится, что Пророк ﷺ сказал:

ما من مسلم يقرض مسلما قرضا مرتين الا كان كصدقتها مرة

«Если мусульманин два раза предоставит займ своему брату по вере , то это ему зачтётся как одна (садака) добровольная милостыня» (Ибн Маджа, Ибн Хиббан).

Передают, что Абу Хурайра рассказывал, что Пророк ﷺ также сказал:

من اخذ اموال الناس يريد اداءها ادي الله عنه و من اخذها يريد اتلافها اتلفه الله

«Если человек берёт чужое имущество, намереваясь вернуть его, то Аллах расплатится за него. Если же он берёт чужое имущество, намереваясь погубить его, то Всевышний Аллах погубит его самого» (Бухари).

Что же касается единодушия во мнениях среди учёных-богословов, то мусульманская община, начиная с эпохи Посланника Аллаха ﷺ и до сегодняшнего дня, не перестаёт практиковать этот вид взаимоотношений – то есть займ, а учёные-богословы одобряют это, и никто из них не отрицает его.

Из книги: ТОРГОВЛЯ И ФИНАНСЫ В ИСЛАМЕ

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Раз кредит, два кредит…

Недавно я ездила из Дагестана в соседний край, в командировку. И обратила внимание на…, а точнее говоря, на меня со всех сторон смотрят… рекламы кредитов. Это какой-то напор на человека: на рекламных щитах (причём их очень много), во всех маршрутках, троллейбусах и автобусах, с телеэкранов и газет «Кредит даром», «Моментальный кредит под автомобиль», «Ипотека» и т.д. и т.п. Мы даже живём в квартире, которая куплена в ипотеку, и хозяйка вынуждена её сдавать, чтобы оплачивать кредит. Она мне говорит: «Никогда в жизни больше не возьму кредит и других буду отговаривать!». Так замучил их этот долг, что они с семьёй уехали на север зарабатывать деньги для выплаты ипотеки, а уже ведь не молодые и всё для сыновей… Парни теперь советуют родителям продать эту квартиру, мол, сами себе заработают, и нечего из-за них родителям мучиться.

В этом городе жители разных вероисповеданий, и нет разницы, кто ты – кредит (с процентами) в любой религии запрещён. Сейчас банковская система так построена, что есть даже появился термин «экономическое рабство».

Взяв кредит, человек становится слишком ограниченным в своих желаниях. Но, с другой стороны, именно эти желания и приводят к кредиту. Хотите сказать замкнутый круг? Ну что вы. Мы просто из-за этого изобилия разучились накапливать деньги на что-либо. Терпения не хватает. Терпение – это удержание себя от страстей, и от всего того, что уводит в сторону страстей и от пути Всевышнего. Человек, который не желает из-за своей гордости терпеть и следует за страстями, превращается в животное. Сплошные прихоти без здравого рассуждения.

А рекламные щиты так и манят что-то купить в долг. Тяжко, тяжко человеку, не понимающему, что будет дальше. Хвала Аллаху, Который дал нам замечательных алимов, чтобы они нам разъяснили о дозволенном и запретном в Исламе, т.е. в нашей повседневной жизни.

Как-то пришла я недавно в гости к своей знакомой, а она – в подавленном состоянии: «Что случилось?» «Устала я, замучили эти кредиты! Сколько можно их платить? Когда брали, не думали, что будет такая кабала». «И сколько ещё осталось?» – невольно поинтересовалась я. «Лучше и не спрашивай, – вздохнула она,– 25 лет. Брали на 30, пять лет уже прошло, так что ещё всё впереди. Мы на себя с мужем брали небольшие кредиты. А этот, теперь ставший кошмаром, брали даже не для себя, а для свекра, на «раскрутку» его торговли, хотели помочь. Так вышло, что два года назад он умер, а в наследство нам оставил этот ужас, по-другому и не скажешь».

Если даже мне, постороннему человеку, это было страшно услышать, а какого же ей? Один Аллах Знающий. Потом она поведала о том, что раньше не соблюдала требования Ислама, хотя её предупреждали о том, что кредиты брать нельзя. Теперь-то она об этом знает и раскаялась, а кредиты-то висят, как ярмо на шее. Дети подрастают, потребностей больше. За эти пять лет случилось, что её муж полтора года на постоянном месте не работал, а она с младенцем на руках. И как пошёл счетчик пеней, суды, кое-как уладили. И чтобы из этого выкарабкаться, нужно что-то ценное продать, было бы что. А свёкру на том свете – мучения за этот кредит.

Читайте так же:  Займы без справок онлайн заявка

Не зря же Всевышний Аллах запретил растовщичество (риба). Кредит, взятый у государства, является ростовщичеством (риба). Если человек даёт в долг с условием, от которого он получает выгоду, то это является ростовщичеством. В хадисе, переданном Табарани, говорится: «Любой долг, который влечёт за собой прибыль, является ростовщичеством» («Фикх аль-манхадж», т. 3, с. 97).

А вот другой случай. Это пример того, как дети хотели помочь своим родителям (получается харамом). Дочь знакомой женщины взяла в кредит 800000 рублей и, как это часто бывает, рассчитывали по одной версии, а выходит всё по-другому. Муж этой дочери через некоторое время теряет постоянную работу. А пока устраивается на другую, относительно стабильную, естественно, проходит определённое время и начисляется приличная пеня в банке. Теперь престарелая мать вынуждена, чтобы помочь детям, устроиться сторожем в школу и мыть полы в классах. А ведь у неё здоровье неважное: и давление скачет и ноги крутит. Через некоторое время она на работе потеряла сознание, вызвали скорую помощь. Вот работа только не спрашивает, как ваше самочувствие. Некуда деваться.

К сожалению, таких примеров множество. Вы и сами, наверное, замечали, что у тех людей, которые берут кредиты (харамные) обязательно возникают трудности с их выплатой. Ведь не зря же говорят: «Кабала». То, в чём есть запрет, никогда не будет благодатным. Если вы не думаете о себе, то пожалейте хотя бы своих родных и детей, ведь они не обязаны расплачиваться за ваши удовольствия.

Одним из плодов терпения является успех и в этой связи даже неверующие, атеисты проявляют терпение. У великого изобретателя спросили: «Как ты добился таких высот?». Он сказал: «99 частей из 100 я отдавал труду, это было терпение, и какая-то часть была вдохновением».

Всевышний говорит в Коране (смысл): «Аллах дал им Рай потому, что они терпели». Во втором аяте сказано (смысл): «Обитатели Рая, те, кому уготовлен Рай, получат награду от Всевышнего – дворцы в Раю за то, что терпели, и будут там слышать от других только приветствие». В третьем аяте сказано (смысл): «Мир вам, те, кто входит в Рай с тем, что вы терпели и как прекрасна эта последняя обитель!» Дай Аллах, чтоб эти слова мы услышали в Судный день! Амин.

Вахидат Насрудинова

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

«Знаю, что брать кредит – это грех, однако, так хотелось иметь собственное жилье…»

Вопрос:

Я недавно взял ипотечную ссуду в банке, чтобы купить квартиру. Теперь мне приходится каждый месяц выплачивать проценты по кредиту. И я не знаю, что мне делать – я знал, что брать ссудный процент это грех, но мне хотелось иметь собственную квартиру, но не было денег, что заплатить все сумму сразу.

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Очень жаль, что вы поставили себя в такую неприятную ситуацию. Как вам известно, процентные займы являются запретным в шариате: Всевышний Аллах ясно объявил проценты запретными. Аллах говорит в Коране:
الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُوا إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا

«Те, которые пожирают [берут] рост [ростовщическую прибыль], восстанут (в День Воскрешения из своих могил) только такими же, как восстаёт тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это [такое воскрешение] (будет им) за то, что они сказали: «Ведь торговля тоже подобна ростовщичеству (риба)». А Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество (риба)» (2, 275).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также проклял людей, имеющих отношение к процентным финансовым операциям:

لعن رسول الله صلى الله عليه وسلم آكل الربا، وموكله، وشاهديه، وكاتبه

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проклял человека, который дает взаймы под проценты, того, кто берет кредит, двух свидетелей сделки и человека, который записывает эту сделку» (Тирмизи, хадис 1206).

Как вы видите, вы ввергли себя в тяжелый грех. Однако, приятно отметить, что вы осознаете серьезность греха и раскаиваетесь в нем. Вы должны искренне совершать таубу (покаяние) за этот грех и постараться уплатить кредит как можно скорее. Постоянно просите у Аллаха, чтобы Он помог вам выплатить кредит, даже если это будет означать увеличение ежемесячных выплат (если это в ваших силах).

После того, как вы погасите кредит, квартира будет принадлежать вам, и вы можете продолжать жить в ней.

О помощи человеку в расплате с кредитным долгом

Вопрос: Человек, не являясь мусульманином, взял кредит в банке, вложил деньги в бизнес и помогал тяжело больной маме, в итоге стал банкротом, продал все свое имущество. Мама умерла, и он принял ислам. Сейчас у него нету ничего, и до сих пор у него долг перед банком и проценты, которые накопились. И другой мусульманин ради Аллаха хочет помочь и закрыть его долги с процентами перед банком. По исламу это разрешается? Если да, то почему? И если нет, почему? Напишите, пожалуйста, далиль. (Россия, Москва)

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Мусульманину разрешается помочь этому человеку расплатиться с долгом, в том числе с его процентной частью. Конечно, хорошо известно, что получать или отдавать проценты – харам (запрещено), и мусульманин должен полностью сторониться всех процентных сделок. Однако ситуация, о которой говорится в вопросе, требует рассмотрения с практической точки зрения. Во-первых, по светским законам человек юридически обязан расплатиться с долгом, в том числе и с процентами. Если он не сделает этого, против него будут предприняты судебные меры. Во-вторых, если он отложит выплату долга, процент увеличится. Чтобы избежать этого, следует выплатить долг как можно быстрее. Поэтому если мусульманин хочет полностью выплатить весь долг, ему так и следует поступить, и он будет вознагражден за помощь своему ближнему в расплате с долгом и вызволение его из трудной ситуации. Он не будет вознагражден за выплату процентной части, поскольку проценты – харам, но ему в любом случае следует выплатить их, чтобы вызволить должника из греха процентов. Если у него есть процентные деньги или же он знает кого-то, у кого есть такие деньги, он может использовать их для возмещения процентной части долга.

Читайте так же:  Возможно ли снизить процентную ставку по кредиту

В заключение обоим следует совершить истигфар (просить Аллаха о прощении) и таубу (покаяние) за вовлечение в проценты, а Аллах вознаградит тех, кто творит благо, как Он посчитает нужным.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Дозволяет ли Ислам совершать покупки в рассрочку?

Торговля в рассрочку – это вид торговли, при котором товар переходит во владение и пользование покупателя в момент заключения договора, а выплата стоимости за него откладывается либо полностью, либо частично, по оговорённым частям в условленные временные промежутки.

В настоящее время этот вид торговли получил широкое распространение как среди отдельных лиц, так и на уровне крупных торговых компаний. Так, организации, компании и банки покупают товары у поставщиков за наличные средства и затем продают их своим клиентам в рассрочку, например, автомобили, станки и оборудование, недвижимость и тому подобное.

Поэтому необходимо знать положения торговли в рассрочку

Торговля в рассрочку дозволена и действительна, однако с условием, что в форме заключения сделки не упоминаются две цены. Например, так: «Я продал тебе этот автомобиль за 500 000 рублей наличными или за 550 000 рублей в рассрочку». В таком случае это будет двумя сделками в одной, что является недействительным.

Так, если заключающие сделку стороны поторгуются о цене до заключения сделки, а в конце договорятся о продаже товара в рассрочку и заключат соответствующую сделку, то сделка действительна, и в ней нет запретности и греха, даже если в ходе обсуждения цены они упоминали оплату наличными, но во время заключения сделки о продаже в рассрочку не сказали об этом ничего.

Торговля в рассрочка: лихоимство или благо?

Следует отметить, что в подобной сделке нет ростовщичества, потому что разница в двух ценах установлена в обмен на предоставленную отсрочку. Ростовщичествоэто излишек, процент, который одна из сотрудничающих сторон берёт у другой из того же вида имущества, что она отдала в обмен на отсрочку выплаты.

Например, человек выдаёт в кредит тысячу долларов с условием забрать у дебитора 1100 долларов через месяц, или продаёт одну тонну пшеницы за тонну и сто килограммов пшеницы, которую покупатель выплатит ему сразу же или спустя какой-то срок. Подробно о ростовщичестве можно прочитать на нашем сайте.

Что же касается случая, когда продавец отдаёт покупателю товар стоимостью в тысячу долларов за 1100 долларов с отсрочкой (например, с выплатой через три месяца) или в рассрочку (то есть с выплатой определёнными частями в условленные сроки), то здесь нет никакого ростовщичества.

Напротив, это один из видов снисходительности и облегчения в деловых отношениях, потому что продавец отдал покупателю товар, но не деньги, и не взял с него излишек, процент из отданного имущества того же вида. Нет сомнения в том, что получение средств наличными предпочтительнее отсрочки, и все люди предпочитают меньшие средства, выплачиваемые им наличными, чем большие средства, выплачиваемые спустя какое-то время.

Учёные-богословы аргументировали дозволенность подобной сделки доказательствами из Корана и Сунны.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ

(смысл): «И разрешил Аллах торговлю» (сура «аль-Бакара», аят 275). Этот аят своим обобщённым смыслом охватывает все ВИДЫ торговли, к которым относится и торговля с надбавкой цены из-за отсрочки.

Также Всевышний Аллах говорит в Коране:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُمْ بَيْنَكُمْ بِالْبَاطِلِ إِلَّا أَنْ تَكُونَ تِجَارَةً عَنْ تَرَاضٍ مِنْكُمْ

(смысл): «О уверовавшие, не пожирайте (не берите) имущества друг друга несправедливо, не имея на это никакого права; но вы можете совершать между собою торговые сделки по взаимному согласию». (сура «ан-Ниса», аят 29)

Этот аят также своим общим смыслом охватывает дозволенность торговли, если она будет основана на довольстве обеих сторон. И если покупатель доволен надбавкой цены в обмен на отсрочку, то это будет действительным договором.

Также в хадисе передаётся от Аиши (да будет доволен ею Аллах):

عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، قَالَتْ: اشْتَرَى رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْ يَهُودِيٍّ طَعَامًا بِنَسِيئَةٍ، وَرَهَنَهُ دِرْعَهُ

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) купил у иудея пищу (в долг) до (определённого) срока и заложил у него свою кольчугу из железа». (Бухари, Муслим)

В этом хадисе есть указание на разрешение торговли с отсрочкой выплаты цены, а ведь торговля в рассрочку и есть по сути торговля с отсрочкой выплаты цены. Только при торговле в рассрочку цена выплачивается по частям; для каждой части есть известное (оговорённое) время расплаты. В хадисе, переданном Бухари, говорится:

عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، قَالَتْ: جَاءَتْنِي بَرِيرَةُ فَقَالَتْ: كَاتَبْتُ أَهْلِي عَلَى تِسْعِ أَوَاقٍ، فِي كُلِّ عَامٍ وَقِيَّةٌ

Аиша рассказывает, что к ней пришла женщина по имени Барира, которая сообщила о том, что она выкупила себя из рабства у хозяина, заключив договор о выплате девяти окия (мера веса, равная 12 дирхемам или 37,44 г.) – за каждый год по одному окию.

Этот хадис указывает на дозволенность отсроченной выплаты по частям, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не отверг и не запретил это, напротив, одобрил. Хотя впоследствии Аиша выкупила женщину, ускорив погашение взносов.

Торговец соглашается на отсрочку по причине получения пользы от надбавки, а покупатель доволен надбавкой по причине отсрочки и затруднения выплаты наличными немедленно. Каждый из них получает пользу от этой операции.

Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал Абдуллаху ибн Амр ибн аль-Асу (да будет доволен им Аллах) готовить войско, он покупал одного верблюда за двух на срок, то есть брал за наличные одного верблюда с тем, чтобы выплатить за него двух верблюдов после наступления определённого срока. Это говорит о дозволенности увеличения цены при продаже в рассрочку и о том, что такой вид сделки практиковался среди мусульман в прошлом, практикуется и в настоящем.

Читайте так же:  Какой банк лучше выбрать для кредита наличными

Резюмируя сказанное, упомянем несколько необходимых условий торговли в рассрочку:

1. разрешается увеличение цены товара при его продаже с рассрочкой платежа на определённый срок. При этом цена товара в рассрочку и график погашения задолженности (объём взносов и их сроки) должны быть чётко оговорены во время заключения сделки. В противном случае сделка противоречит Шариату;

2. не дозволяется устанавливать в контракте дополнительные проценты (пеню) за просрочку платежа в указанные сроки, ибо эта сумма уже будет считаться процентом за долг, что является ростовщичеством;

3. платежеспособному дебитору Шариат запрещает задерживать погашение задолженности, но не разрешает кредитору взыскивать с должника какие-либо компенсации за это;

4. продавец имеет право поставить в договоре условие о досрочной выплате покупателем полной стоимости товара в случае несоблюдения им графика погашения задолженности;

5. за продавцом не сохраняется право собственности на товар после заключения договора о его продаже в рассрочку.

И, конечно же, при заключении сделки необходимо соблюдать ещё и столпы, и условия, присущие обычной торговой сделке, о которых мы поведали выше.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Из книги «ТОРГОВЛЯ И ФИНАНСЫ В ИСЛАМЕ»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Мусульманам нельзя давать или брать деньги под процент

Видео (кликните для воспроизведения).

* мусульманам нельзя давать или брать деньги под процент. Согласно постулатам Корана, ростовщичеством заниматься запрещено ввиду того, что без собственного труда и применения своих способностей не принято просто так получать деньги. Можно взять или дать в долг, к примеру, $10 тыс., оговорив определенные рамки, но только не под процент;

* процент невозврата кредитов в исламских банках близок к нулю, так как тяжесть долгового обязательства, по убеждениям мусульман, связана с Судным днем и потребует ответа перед Господом. Поэтому за долг умершего отвечать придется его близким работоспособным родственникам (не женщинам и не детям). Правоверные мусульмане по этой причине всегда, при любых обстоятельствах, стараются вернуть долг;

* невозможность взять кредит для мусульман в неисламских банках, где по законодательству беспроцентные кредиты запрещены. На фоне такой особенности проблему нехватки денежных средств вдалеке от родины мусульмане решают на частном уровне – у друзей или в мечети, оговаривая необходимые условия займа.

Конечно, последний пункт связывает руки и лишает возможности как серьезно заняться бизнесом, так и просто положить деньги на депозит. Варианты с заменой формулировки и выплатой процентов уже в виде комиссионных также считаются неприемлемыми, как сделка с совестью.

Мусульманские банки в мире. Исламская банковая система уже начинает понемногу завоевывать мир. В США, Великобритании, Греции и многих других странах мусульмане, так же как и дома, пользуются услугами исламских банков. Специальные предложения для мусульман существуют и в России. Сдерживается распространение мусульманской кредитной системы в мире только национальным законодательством определенных стран, к примеру, Украины, где запрещено выдавать ссуды без процентов по постановлению Центрального банка. Тем не менее, исламские кредитные организации в настоящее время работают более чем в 70 странах мира. Естественно, основными их клиентами становятся мусульмане, которые по численности составляют около четверти всего населения Земли.

По своей сути большинство банковских процедур и операций с учетом принципов ислама являются аналогами определенных действий классических коммерческих банков. Например, некоторые из них:

* мудараба — специальное партнерство, когда вкладчик посредством банка инвестирует свои средства в предприятие или торговый бизнес и получает прибыль наравне с банком (доверительное финансирование, когда банк выступает попеременно то управляющим – если работает с вложенными средствами, то клиентом – если проект финансируется);

* мушарака – такое партнерство, когда прибыль выплачивается не единоразово, а регулярно, в случае же, если бизнес прогорит, убыток несут обе стороны — и банк, и вкладчик (совместная реализация сделки или проекта силами предпринимателя и банка);

* мурабаха – коммерческая операция с распределением риска между клиентом и банком (финансирование, как правило, торговой операции по принципу «банковские издержки плюс наценка», обыкновенно с рассрочкой возмещения со стороны клиента);

* салам – авансовое финансирование (чаще всего аграрного сектора);

* иджара – аналог известной операции лизинга.

Если вкладчики несут потери по вине банка, например, по причине профессиональной ошибки или злоупотребления, то, после проведения расследования, банк несет полную материальную ответственность. Следовательно, аккумулируя средства клиентов и инвестируя их в различные операции, банк извлекает и свою прибыль, и несет прибыль своим вкладчикам. В этом случае убытки банка являются лишь величиной упущенной выгоды и возможных альтернативных издержек.

Кредит для немусульманина. Для того, чтобы иметь возможность получить кредит в исламском банке, либо поучаствовать в одной из его операций, вовсе не обязательно родиться мусульманином или принять ислам. Необходимо просто заручиться поручительством мусульманина, который ответит за Ваш долг так, как будто он его собственный. Конечно, в таком особом случае специальные банковские работники будут принимать уже свое конкретное решение для каждого обратившегося в банк в отдельности.

Можно ли брать кредит, если государство берет уплату процентов на себя?

Вопрос: Является ли дозволенным взять кредит по государственной программе, если государство берет на себя обязательство по выплате процентов? Т. е. в итоге предприниматель получает беспроцентный кредит, а государство выплачивает проценты банку. Прошу принять во внимание, что исламских кредитов у нас в стране пока не выдают, а бизнес нуждается в инвестициях. В противном случае это грозит потерей бизнеса. (Казахстан)

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Если человек, берущий кредит, совершенно не будет выплачивать никакие проценты, то в случае необходимости ему разрешается брать такие кредиты.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Дополнение

Вопрос: И все же я не могу согласиться с такими выводами. Вы наверняка знаете хадис, где Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) говорит, что проклятие возлагается на всех тех, кто употребляет спиртное, и все те, кто имеют отношение к спиртному, тоже под проклятием, даже третьи стороны. Употребление спиртного – грех, и употребление процентов – тоже грех. Несмотря на то, что те, кто имеют отношение к спиртному, даже если не употребляют его, тоже попадают под грех, Вы утверждаете, что вот с процентами третьим сторонам нет никаких греха. Забавный случай происходит. Значит, Спиртное и Проценты – грехи по статусу, но не одинаковы? (Казахстан)

Читайте так же:  Во сколько снимают деньги за кредит

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Несомненно, за участие в процентных сделках в хадисе проклинаются три стороны:

– та сторона, что получает проценты,

– тот человек, что уплачивает их,

– тот, кто выступает свидетелем такой сделки.

Расширять общее правило, заявляя, что все связанное с процентами тоже подпадает под проклятие, является ошибочным действием. Безусловно, то, что напрямую связано с процентной сделкой, несомненно запрещено. Но то, что не имеет прямого отношения к процентной сделке, под проклятие не подпадает. Если мы начнем заявлять, что все связанное с процентами – харам, мы придем к тому, что харамом является открытие счетов (даже беспроцентных) в обычных банках (деятельность которых связана с доходами от процентов), в то время как не существует в мире алима, который бы объявил это харамом.

Чтобы прийти к вынесенному нами решению, мы основывались на принципах, которые были заложены для таких случаев исламскими правоведами. Они постановили, что, если что-то напрямую способствует греху (сабаб-кариб), это запрещено. Но если это напрямую не способствует греху (сабаб-багид), это дозволено.

Например, человек давит виноград и поставляет его производителю вина. Хотя он сам и не производит вино, он получает грех за то, что является прямым пособником в производстве вина.

Другим случаем является выращивание винограда фермером, продающим свою продукцию. Кто-то покупает этот виноград и делает из него вино. Фермер не получает грех за продажу винограда, поскольку прямого отношения к производству вина он не имеет. Хотя фермер и имеет определенное отношение к производству вина, ведь именно он вырастил виноград и продал его, правоведы постановили, что греха на нем нет, поскольку прямым пособником в грехе он не является.

Отсюда можно понять: отнюдь не обязательно, чтобы все связанное с запрещенным находилось под запретом. Чтобы вынести решение по тому или иному действию, нужно определить, имеет ли рассматриваемое действие прямое отношению к греху или нет.

В рассматриваемом нами случае кредит, выданный банком клиенту, является беспроцентным. Государство взяло уплату процентов на себя, и эта сделка – между банком и государством. Она никак не связана с клиентом, поэтому под проклятие уплаты процентов он не подпадает.

Через несколько дней после того, как Вы задали свой вопрос, я сидел вместе с шейхом Абдуллой аль-Манигом, одним из самых известных алимов Саудовской Аравии, являющимся заместителем председателя Организации по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых учреждений (AAOIFI), и обсудил с ним данный вопрос. Он также подтвердил, что клиент банка в данном случае греха не получит.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Как взять кредит в Исламском банке?

Какой банк одобрит кредит?

Главное отличие исламского кредита — запрет на ссудные проценты, то есть кредит должен быть выдан под 0% годовых — шариат запрещает получение процента или вознаграждение за предоставление кредита. Из статьи Вы узнаете:

  • Исламский кредит — это.
  • Исламские банки в России;
  • Исламский потребительский кредит;
  • Исламский кредит для бизнеса.

Есть ли возможность получить беспроцентный кредит?

Ничего греховного не сделает мусульманин, если возьмет беспроцентный кредит. В этом случае ни о каком храме речи не идет.

Подобные предложения делают микрофинансовые организации своим новым клиентам. Заемщику предлагают онлайн-заем со следующими характеристиками:

  • оформление через интернет в течение 30 минут;
  • зачисление денег на карту, банковский счет, электронный кошелек;
  • максимальный лимит 30 тысяч рублей;
  • срок погашения 30 дней;
  • ставка 0%, но при условии своевременного возврата долга.

Микрофинансовые организации очень лояльно относятся к клиентам. Они готовы выдать деньги даже физическим лицам без официального трудоустройства и с негативной кредитной историей. Заявку может подать гражданин РФ, достигший совершеннолетия.

Беспроцентный кредит новому клиенту предлагают компании: Манимен, Езаем, СМСфинанс, Монеза, Турбозайм.

Исламский потребительский кредит

Если основным отличием исламского кредита является отказ от процентов — можно ли оформить кредит под 0%, будет ли он считаться исламским? И да и нет, ведь в исламе важен не только процесс получения кредита, но и цель, на которую он берется.

В исламе важен не только процесс получения кредита, но и цель, на которую он берется. Мы приведем список кредитных предложений для мусульман, которые позволяют получить кредит под 0%, однако, прежде чем оформить кредит, спросите совета у общины, мулы, имама.

Кредитные карты

Кредитные карты предполагают льготный период — это срок, в течение которого можно вернуть банку деньги, не оплачивая проценты. Приведем список из трех кредитных карт с льготным периодом.

Тинькофф

  • Сумма: до 300 000 рублей;
  • Льготный период: до 55 дней;
  • Процентная ставка: от 19,9% годовых;

Требования:

  • Документы: паспорт РФ, подтверждение дохода;
  • Возраст: с 18 до 70 лет.

Kviku

  • Сумма: до 200 000 рублей;
  • Льготный период: до 50 дней;
  • Процентная ставка: от 29% годовых;

Требования:

  • Документы: паспорт РФ, подтверждение дохода;
  • Возраст: с 18 до 65 лет.

Альфа-Банк

  • Сумма: до 500 000 рублей;
  • Льготный период: до 100 дней;
  • Процентная ставка: от 11,9% годовых;

Требования:

  • Возраст: с 21 года.

Документы для оформления карты:

  • до 50 000 рублей — только паспорт;
  • от 50 000 до 200 000 рублей — паспорт и любой другой документ, подтверждающий личность;
  • от 200 000 до 500 000 рублей — паспорт, любой другой документ, подтверждающий личность и справка 2-НДФЛ.

Карты рассрочки

Карта рассрочки похожа на кредитную карту, однако вместо льготного периода — период рассрочки. Рассрочка может быть оформлена на срок от 1 до 36 месяцев. Пример: Вы покупаете в магазине товар стоимостью 12 000 рублей и оплачиваете его картой рассрочки, период рассрочки составляет 6 месяцев, Вы выплачиваете по 2 000 рублей в месяц и не платите процентов.

Читайте так же:  Оформить рефинансирование кредитов без справок

Где и как взять кредиты в исламе

Многих мусульман интересует вопрос, где и как взять кредиты в исламе или разрешено ли это их религией. Однозначного ответа на эту тему нет. Пророк Муса убеждал, что ростовщичество – это харам, то есть платить проценты по кредиту является грехом. Но если деньги в долг берутся на благое дело, то религия не будет против. Главное, не брать кредиты на развлечения.

Что касается банков, то для них не имеет никакого значения, какую веру исповедует заемщик. Если он официально трудоустроен, имеет постоянную регистрацию на территории РФ, у него ранее не было просрочек, то проблем с оформлением кредита не возникнет.

Лучшие программы по потребительскому кредитованию представлены в следующей таблице.

Банки Ставка, годовых Максимальный лимит, рубли Срок кредитования, месяцев
Хоум Кредит от 10,90 1 млн 84
Промсвязьбанк от 14,90 1 млн 60
ФК Открытие от 8,90 3 млн 60
Ак Барс от 11,50 2 млн 84
Связь-банк от 10,00 3 млн 84

Потребительские кредиты имеют существенные преимущества. Для их оформления не нужно передавать в залог свое имущество, у них нет целевого назначения, а для оформления потребуется 1-2 часа.

Кредит от Промсвязьбанка

Заявки банк принимает от сотрудников по найму в возрасте 23-65 лет, имеющих постоянную регистрацию в регионе присутствия кредитора. Им предлагают такие условия обслуживания:

  • ставка 14,90-14,90% годовых;
  • лимит от 100 000 до 1 млн рублей;
  • на возврат долга дается 12-60 месяцев;
  • без страховки.

Кроме паспорта от клиента потребуется справка о среднем заработке и копия трудовой книжки. На проверку информации банку нужно до трех дней.

Наличные от Хоум Кредит

В данном финансовом учреждении готовы предоставить кредит наемным сотрудникам, возраст которых 22-71 лет. Их трудовой стаж должен составлять не меньше трех месяцев.

Сделка заключается на следующих условиях:

  • процентная ставка равна 10,90-24,90% годовых;
  • сумма выдачи от 10 000 до 1 млн рублей;
  • срок выплаты задолженности 1-7 лет;
  • без страховки.

Из документов нужно предоставить только гражданский паспорт. Решение по заявке принимается в течение двух часов. Выплата кредита осуществляется равными платежами.

Исламский кредит — это.

Исламский банкинг — банковская деятельность, соответствующая принципам шариата, и её практическое применение посредством развития исламской экономики. Более корректный термин для исламского банкинга — финансовая деятельность, основанная на принципах шариата.

Шариат запрещает получение установленного процента или вознаграждения за предоставление займа (известного как «риба» или ростовщичество) независимо от того, были платежи по займу фиксированные или плавающие. Инвестиции в предприятия, которые предоставляют товары или услуги, противоречащие исламским принципам (напр., свинина или алкоголь) также харам («грешны и запрещены»). Несмотря на то, что эти запреты исторически применялись в той или иной степени в мусульманских странах и общинах для предотвращения неисламской практики, только в конце 20 века были основаны несколько банков для применения таких принципов частными или получастными коммерческими институтами в мусульманском обществе.

Основное направление деятельности исламских банков — развитие исламской экономики, при этом деятельность таких банков должна соответствовать принципам шариата.

Исламские банки в России

Кредит от Связь-банка

Финансовое учреждение принимает заявки от наемных сотрудников в возрасте 21-70 лет. Их стаж на последнем месте работы должен составлять не менее четырех месяцев.

Сделка с заемщиком заключается на таких условиях:

  • ставка равна 10,0-15,9% годовых;
  • сумма выдачи от 30 000 до 3 млн рублей;
  • срок кредитования от 6 до 84 месяцев.

Потребуется документально подтверждение доходов. Решение по заявке банк сообщит в течение двух дней.

Если мусульманину нужны деньги на благое дело, то в банке их получить очень просто. Чем быстрее долг будет возвращен, тем меньше процентов заемщик заплатит.

Кредит от ФК Открытие

В данном учреждении наличные могут получить различные категории заемщиков: нотариусы, военнослужащие, адвокаты, наемные сотрудники. Их возраст должен быть 21-68 лет, а стаж на последнем месте работы от трех месяцев.

Клиентам предлагают следующие тарифы:

  • ставка 8,9-16,0% годовых;
  • лимит от 50 000 до 3 млн рублей;
  • срок погашения 12-60 месяцев;
  • минимальный ежемесячный доход 15 000 рублей.

Обязательное условие – документальное подтверждение дохода. Решение по заявке принимается в день ее подачи.

Мнение эксперта

Жилищный вопрос – актуальная проблема для многих мусульманских семей. В России нет федеральных программ, по которым можно было купить квартиру по Шариату. Вот и приходиться рассматривать ипотеку. Ее оформление считается харамом. Но нужно учитывать тот факт, что нужда в жилье считается важным постулатом жизнедеятельности мусульманина. Этот принцип стоит на равных с сохранением жизни, религии и чести. Поэтому оформление кредита на покупку недвижимости разрешается. К такому мнению пришли многие богословы.

Рустам хазрат Нургалиев, преподаватель кафедры исламского права Российского исламского университета,

Наличные от Ак Барс

В этом банке кредит на потребительские цели предоставляют наемным сотрудникам в возрасте 21-65 лет. Их стаж на последнем месте работы должен быть не менее полугода.

Для них установлены следующие тарифы:

  • процентная ставка 11,50-11,90% годовых;
  • лимит от 100 000 до 2 млн рублей;
  • на выплату долга клиенту дается от 13 до 84 месяцев.

В перечень обязательных документов входит паспорт и справка о доходах. Решение по заявке принимается в течение трех дней.

Вопросы и ответы

Нужно ли банку сообщать реальную цель получения кредита?

Потребительные кредиты являются нецелевыми займами. Полученные средства заемщик может использовать на свое усмотрение. Также он имеет право не сообщать реальную цель оформления кредита.

В каком банке предлагают самый низкий процент по кредиту?

Самые выгодные тарифы по кредитованию банки предлагают «своим» клиентам, то есть тем, которые у них уже обслуживаются. Например, ранее открыли вклад или зарплатную карту, успешно выплатили кредит.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответ на вопрос, можно ли брать кредиты в исламе, каждый верующий должен дать самостоятельно. Нужно учитывать цель его оформления. Когда нет никакой другой возможности решить материальные проблемы, то стоит обратиться за помощью в банковские учреждения.

Источники

Можно ли кредиты в исламе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here