Можно ли брать кредит в исламе

Раз кредит, два кредит…

Недавно я ездила из Дагестана в соседний край, в командировку. И обратила внимание на…, а точнее говоря, на меня со всех сторон смотрят… рекламы кредитов. Это какой-то напор на человека: на рекламных щитах (причём их очень много), во всех маршрутках, троллейбусах и автобусах, с телеэкранов и газет «Кредит даром», «Моментальный кредит под автомобиль», «Ипотека» и т.д. и т.п. Мы даже живём в квартире, которая куплена в ипотеку, и хозяйка вынуждена её сдавать, чтобы оплачивать кредит. Она мне говорит: «Никогда в жизни больше не возьму кредит и других буду отговаривать!». Так замучил их этот долг, что они с семьёй уехали на север зарабатывать деньги для выплаты ипотеки, а уже ведь не молодые и всё для сыновей… Парни теперь советуют родителям продать эту квартиру, мол, сами себе заработают, и нечего из-за них родителям мучиться.

В этом городе жители разных вероисповеданий, и нет разницы, кто ты – кредит (с процентами) в любой религии запрещён. Сейчас банковская система так построена, что есть даже появился термин «экономическое рабство».

Взяв кредит, человек становится слишком ограниченным в своих желаниях. Но, с другой стороны, именно эти желания и приводят к кредиту. Хотите сказать замкнутый круг? Ну что вы. Мы просто из-за этого изобилия разучились накапливать деньги на что-либо. Терпения не хватает. Терпение – это удержание себя от страстей, и от всего того, что уводит в сторону страстей и от пути Всевышнего. Человек, который не желает из-за своей гордости терпеть и следует за страстями, превращается в животное. Сплошные прихоти без здравого рассуждения.

А рекламные щиты так и манят что-то купить в долг. Тяжко, тяжко человеку, не понимающему, что будет дальше. Хвала Аллаху, Который дал нам замечательных алимов, чтобы они нам разъяснили о дозволенном и запретном в Исламе, т.е. в нашей повседневной жизни.

Как-то пришла я недавно в гости к своей знакомой, а она – в подавленном состоянии: «Что случилось?» «Устала я, замучили эти кредиты! Сколько можно их платить? Когда брали, не думали, что будет такая кабала». «И сколько ещё осталось?» – невольно поинтересовалась я. «Лучше и не спрашивай, – вздохнула она,– 25 лет. Брали на 30, пять лет уже прошло, так что ещё всё впереди. Мы на себя с мужем брали небольшие кредиты. А этот, теперь ставший кошмаром, брали даже не для себя, а для свекра, на «раскрутку» его торговли, хотели помочь. Так вышло, что два года назад он умер, а в наследство нам оставил этот ужас, по-другому и не скажешь».

Если даже мне, постороннему человеку, это было страшно услышать, а какого же ей? Один Аллах Знающий. Потом она поведала о том, что раньше не соблюдала требования Ислама, хотя её предупреждали о том, что кредиты брать нельзя. Теперь-то она об этом знает и раскаялась, а кредиты-то висят, как ярмо на шее. Дети подрастают, потребностей больше. За эти пять лет случилось, что её муж полтора года на постоянном месте не работал, а она с младенцем на руках. И как пошёл счетчик пеней, суды, кое-как уладили. И чтобы из этого выкарабкаться, нужно что-то ценное продать, было бы что. А свёкру на том свете – мучения за этот кредит.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Не зря же Всевышний Аллах запретил растовщичество (риба). Кредит, взятый у государства, является ростовщичеством (риба). Если человек даёт в долг с условием, от которого он получает выгоду, то это является ростовщичеством. В хадисе, переданном Табарани, говорится: «Любой долг, который влечёт за собой прибыль, является ростовщичеством» («Фикх аль-манхадж», т. 3, с. 97).

А вот другой случай. Это пример того, как дети хотели помочь своим родителям (получается харамом). Дочь знакомой женщины взяла в кредит 800000 рублей и, как это часто бывает, рассчитывали по одной версии, а выходит всё по-другому. Муж этой дочери через некоторое время теряет постоянную работу. А пока устраивается на другую, относительно стабильную, естественно, проходит определённое время и начисляется приличная пеня в банке. Теперь престарелая мать вынуждена, чтобы помочь детям, устроиться сторожем в школу и мыть полы в классах. А ведь у неё здоровье неважное: и давление скачет и ноги крутит. Через некоторое время она на работе потеряла сознание, вызвали скорую помощь. Вот работа только не спрашивает, как ваше самочувствие. Некуда деваться.

К сожалению, таких примеров множество. Вы и сами, наверное, замечали, что у тех людей, которые берут кредиты (харамные) обязательно возникают трудности с их выплатой. Ведь не зря же говорят: «Кабала». То, в чём есть запрет, никогда не будет благодатным. Если вы не думаете о себе, то пожалейте хотя бы своих родных и детей, ведь они не обязаны расплачиваться за ваши удовольствия.

Одним из плодов терпения является успех и в этой связи даже неверующие, атеисты проявляют терпение. У великого изобретателя спросили: «Как ты добился таких высот?». Он сказал: «99 частей из 100 я отдавал труду, это было терпение, и какая-то часть была вдохновением».

Всевышний говорит в Коране (смысл): «Аллах дал им Рай потому, что они терпели». Во втором аяте сказано (смысл): «Обитатели Рая, те, кому уготовлен Рай, получат награду от Всевышнего – дворцы в Раю за то, что терпели, и будут там слышать от других только приветствие». В третьем аяте сказано (смысл): «Мир вам, те, кто входит в Рай с тем, что вы терпели и как прекрасна эта последняя обитель!» Дай Аллах, чтоб эти слова мы услышали в Судный день! Амин.

Вахидат Насрудинова

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Ростовщичество в Исламе (риба)

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Господь проклял поедающего проценты (живущего на проценты; дающего под проценты), берущего под проценты, свидетеля (обоих свидетелей) данного процесса и писаря [который фиксирует процентные взаимоотношения, ставки и сроки]»[1].

Риба (ростовщичество) в мусульманском богословии — любая прибавка (надбавка), прописанная в договоре и не имеющая (убедительного, конкретного, соответствующего канонам) обоснования (эквивалента, возмещения).

К примеру, человек или организация дали индивиду один миллион долларов на год и обязывают договором вернуть этот миллион через год с 10%-й надбавкой. Данная надбавка ничем не обоснована, кроме как предоставлением денег на определенный срок, а потому запретна и греховна. То есть риба (ростовщичество) — это возвращение большего количества денег ни за что (за одолжение этих денег), при обмене денег на деньги (при обмене одинаковых видов денежных единиц). Это — процент, указанный в договоре, когда взявший возвращает через определенный срок больше того, что взял[2]. Если человек возвращает больше того, что взял, из благодарности к тому, кто, например, помог ему в трудную минуту, учитывая, предположим, инфляцию, притом что ни письменной, ни устной договоренности между сторонами насчет того, чтобы вернуть большее, не было, тогда это не считается риба, это — лишь форма проявления внимания и благодарности. Такое не запретно.

Читайте так же:  Получить займ под залог паспорта

Поэтапный запрет ростовщичества в Исламе

Введение запрета на ростовщичество в Исламе, подобно введению запрета на употребление спиртного, происходило поэтапно, по мере ниспослания строк Священного Писания:

«Все то, что вы передали в качестве риба (дали под проценты), чтобы это росло, находясь в деньгах других людей, оно не будет расти пред Всевышним [такая форма достатка не будет иметь Божественного благословения]» (см. Св. Коран, 30:39);

«[И были наказаны они (иудеи) Богом] за то, что занимались ростовщичеством (брали проценты), а это было запретно для них; за то, что они незаконно поедали (забирали) имущество других. Безбожникам из их числа Мы [говорит Господь миров, указывая на Свое величие] уготовили болезненное наказание» (см. Св. Коран, 4:161);

«О верующие! Не поедайте [запретную прибыль] ростовщичества, многократно удвоенную, и бойтесь Аллаха (Бога, Господа) [не берите проценты, не живите на проценты], возможно, вы будете счастливы. [Стремитесь же к счастью, делая то, что способствует этому]» (Св. Коран, 3:130);

«Бог разрешил [людям] торговлю [различного рода финансовые взаимоотношения], но запретил [все виды] ростовщичества» (см. Св. Коран, 2:275).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Допуская у себя [в местах проживания; распространяя, развивая] ростовщичество и прелюбодеяние, люди сами подвергают себя наказанию Аллаха (Бога, Господа) [проблемы различного характера будут пропорционально развитию и распространению этих двух грехов в обществе лишь увеличиваться и нарастать]»[3].

Суть вопроса о процентах, думаю, каждому ясна: человек не имеет морального права жить на проценты. Позиция верующего — активный образ жизни, при котором имеет место быть как накопление, сохранение, так и инвестирование, вложение денежных средств в бизнес, в интеллектуальные или научные проекты, в ценные бумаги, в недвижимость и т. п.

На сегодняшний день кредитование возможно только в вынужденных и жизненно необходимых ситуациях[4]. Лучше будет воспользоваться схемой оплаты, когда стоимость изначально завышена, но предоставляется беспроцентная рассрочка платежа.

Всевышний запретил ростовщичество. А как тогда в мусульманских странах работает банковская система, которая предполагает кредитование под процент?

Разрешается ли воспользоваться услугой банка по предоставлению кредита на покупку квартиры в рассрочку? Примерно такая схема: я плачу 30% от стоимости квартиры, а остальные 70% платит банк. В течение 5 лет я расплачиваюсь с банком равными долями плюс за кредит 10% в год.

Процентные взаимоотношения запрещены в Исламе, и это всем хорошо известно. Однако есть мнение ученых, что из этого правила можно делать исключение в тех случаях, когда система денежных взаимоотношений основана на процентах и люди волей-неволей вовлечены в нее. Это исключение касается неисламских государств. Но, к огромному сожалению, сегодня такая система существует практически во всех государствах, в том числе и в мусульманских.

Мы должны избегать процентных отношений и получения доходов с них независимо от нашего места пребывания, так как Коран явно запрещает это. Однако если вы вынуждены по стечению обстоятельств оплачивать процент, на выплату которого вы дали документальное согласие, то, возможно, Всевышний не накажет вас за это. Вера — это не усложнение жизни, а облегчение. К тому же взятые на себя обязательства, особенно письменные, мусульманин должен выполнять.

Кредитование допустимо только в вынужденных ситуациях[5]. Наиболее правильным будет воспользоваться схемой оплаты, когда стоимость изначально завышена, но предоставляется беспроцентная рассрочка платежа.

Суть данного запрета в том, что человеку непозволительно заниматься накопительством и жить, бездействуя, на проценты с накопленного за счет других.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Ибн Мас‘уда и др.; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 297, хадис № 3725; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 446, хадис № 7256, «сахих»; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 92; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 376, хадис № 1209, «хасан сахих»; Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 18 т. Т. 1. С. 171.

[2] Богословских определений у слова «риба» немало, здесь приведено основное его смысловое значение.

Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-исламиваадиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 5. С. 3697–3764; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 102–109. Му‘джамулюгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 218; аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 503.

[3] Хадис от Ибн Мас‘уда. См.: Ахмад бин Ханбаль. Муснад ахмад ибн ханбаль [Свод хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля]. Бейрут: Рисаля, 1998. Т. 6. С. 358, хадис № 3809; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 303, хадис № 3809.

[4] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 108, 109, 408–410.

В Коране, например, сказано: «Воистину, запретил вам [Господь] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото не с именем Бога. А кто будет вынужден, не являясь при этом преступником и грешником (не совершая при этом преступления или греха), то Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 16:115).

[5] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 408–410.

Как взять кредит в Исламском банке?

Какой банк одобрит кредит?

Главное отличие исламского кредита — запрет на ссудные проценты, то есть кредит должен быть выдан под 0% годовых — шариат запрещает получение процента или вознаграждение за предоставление кредита. Из статьи Вы узнаете:

  • Исламский кредит — это.
  • Исламские банки в России;
  • Исламский потребительский кредит;
  • Исламский кредит для бизнеса.

Исламский потребительский кредит

Если основным отличием исламского кредита является отказ от процентов — можно ли оформить кредит под 0%, будет ли он считаться исламским? И да и нет, ведь в исламе важен не только процесс получения кредита, но и цель, на которую он берется.

В исламе важен не только процесс получения кредита, но и цель, на которую он берется. Мы приведем список кредитных предложений для мусульман, которые позволяют получить кредит под 0%, однако, прежде чем оформить кредит, спросите совета у общины, мулы, имама.

Кредитные карты

Кредитные карты предполагают льготный период — это срок, в течение которого можно вернуть банку деньги, не оплачивая проценты. Приведем список из трех кредитных карт с льготным периодом.

Читайте так же:  Рассчитать кредит под низкий процент

Тинькофф

  • Сумма: до 300 000 рублей;
  • Льготный период: до 55 дней;
  • Процентная ставка: от 19,9% годовых;

Требования:

  • Документы: паспорт РФ, подтверждение дохода;
  • Возраст: с 18 до 70 лет.

Kviku

  • Сумма: до 200 000 рублей;
  • Льготный период: до 50 дней;
  • Процентная ставка: от 29% годовых;

Требования:

  • Документы: паспорт РФ, подтверждение дохода;
  • Возраст: с 18 до 65 лет.

Альфа-Банк

  • Сумма: до 500 000 рублей;
  • Льготный период: до 100 дней;
  • Процентная ставка: от 11,9% годовых;

Требования:

  • Возраст: с 21 года.

Документы для оформления карты:

  • до 50 000 рублей — только паспорт;
  • от 50 000 до 200 000 рублей — паспорт и любой другой документ, подтверждающий личность;
  • от 200 000 до 500 000 рублей — паспорт, любой другой документ, подтверждающий личность и справка 2-НДФЛ.

Карты рассрочки

Карта рассрочки похожа на кредитную карту, однако вместо льготного периода — период рассрочки. Рассрочка может быть оформлена на срок от 1 до 36 месяцев. Пример: Вы покупаете в магазине товар стоимостью 12 000 рублей и оплачиваете его картой рассрочки, период рассрочки составляет 6 месяцев, Вы выплачиваете по 2 000 рублей в месяц и не платите процентов.

Почему мусульмане боятся кредитов?

Дата: 14.11.2016 Версия для печати

Нынешняя банковская система активно навязывает кредиты своим клиентам. Многие мусульмане, но, к сожалению, не все, категорически отказываются брать кредиты. И это не их прихоть, а веление Господа Бога, которое они исполняют

В Священном писании относительно кредитов и процентов говорится:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы (процентов), если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо»,

– сура «Корова», аяты: 278-279.

Обращаясь к смыслам сказанного, мы видим, что в исламе запрещено давать деньги под проценты и брать их (риба). Аллах повелевает Своим верующим рабам быть богобоязненными. Он предостерегает их от того, что приблизит их к Его гневу и отдалит их от Его милости. «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха», так как Он следит за всем, что вы делаете. «Не берите оставшуюся часть лихвы», то есть, не берите с людей проценты. «Если только вы являетесь верующими», в частности в то, что Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество.

Сообщается, что ниспослание этого аята было связано с Амру ибн Умейра из племени Сакиф и аль-Мугира из племени Махзум, которых в доисламский период связывали ростовщический договор. С приходом ислама оба племени приняли ислам, и племя Сакиф потребовало от племени аль-Мугира заплатить по договору, на что племя аль-Мугира ответило: «По исламу мы не должны платить проценты». Тогда Итаб ибн Усайд, заместитель Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, в Мекке, написал ему об этом , и тогда был ниспослан этот аят, который он послал ему в ответ: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну». После этого они сказали: «Мы каемся пред Аллахом и не берем оставшуюся часть лихвы» и отказались от всех процентов. Это история приводится у ибн Джурайдж, Мукатиль и ас-Судди.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как мы видим, этот аят служит сильной угрозой тем, кто продолжает заниматься ростовщичеством, после того как Аллах ниспослал это предупреждение. Ибн Джурайдж сообщил, что ибн Аббас сказал по поводу этого аят: «Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну»: «Это значит: «Будьте уверены, что Аллах и Его Посланник объявят вам войну». То есть, если вы берете проценты, то вы вразрез идёте с учением Аллаха и Его посланника и совершаете великий грех!

Война – это вражда, поэтому не логично враждовать с тем, в Кого веришь, ждешь от Него милости и прощенья и чьё ученье придерживаешься. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, в своей проповеди во время прощального паломничества произнес:

«Все лихоимство времен невежества (с этого дня) считается аннулированным, вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо, и прежде всего я запрещаю лихву, взимаемую нашим родом — Аббасом ибн Абд аль-Мутталибом!»,

– передано ибн Абу Хатимом.

Всевышний Аллах строго запретил рост или ростовщичество, но сегодня весь мир, включая и мусульманский, – во власти ростовщиков. Мы не задумываемся с вами, когда оформляем кредит и не видим в этом ничего задорного. Но грех очень велик. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, предвидел это и говорил: «Настанет время, когда будет невозможно найти ни одного человека, который не был бы задействован в ростовщичестве. И если кто-то утверждает, что он не задействован в этом, то наверняка, «испарения» (то есть вовлечение его в этот процесс) ростовщичества настигнут его (косвенно он тоже будет задействован)» ,– передано Абу Даудом.

Но, наверное, самые серьезные наставления относительно ростовщичества приводятся в следующих изречениях: Анас, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Когда Пророк произносил проповедь, он упомянул о ростовщичестве, очень жёстко выражался насчёт неё и сказал: в Исламе грех одной серебряной монеты (дирхам), приобретённой от ростовщичества, тяжелее, чем шестьдесят три прелюбодеяния», – имам Ахмад.

Также пророк, мир ему и благословение, сказал: «Ростовщичество имеет семьдесят врат наказаний, и самое лёгкое подобно совершению прелюбодеяния с родной матерью…», – передано имамом Хакимом.

О важности возврата долга

Долг платежом красен

Можно ли по шариату давать в долг и каким образом?

Самый длинный аят самой длинной суры в Коране посвящен долгу – сура «Аль-Бакара» аят 282: «О вы, которые уверовали! Если берёте или даете на срок определённый, то письменно. И пусть писец записывает правильно. И пусть не отказывается писец написать так, как научил его Аллах. Пусть пишет он то, что говорит взаймы берущий. Пусть убоится писец Бога, Господа своего, и не убавляет ничего . А если берущий в долг слаб умом, или немощен, или если не может он диктовать, то пусть диктует лицо его доверенное по справедливости. Призовите в качестве свидетелей двух известных вам мужчин. Если не найдется двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, угодных вам как свидетели, и когда одна из женщин забудет , другая напомнить ей. Свидетели же не должны отказываться, если приглашают их. И пусть не станет вам в тягость запись договора – большим он будет или малым – с указанием срока его. Порядок сей – самый справедливый пред Аллахом, самый верный по свидетельства и самый далекий от сомнения.

Читайте так же:  Как рассчитывается просрочка платежа по кредиту

Не будет греха на вас, если не скрепляете вы письменно, когда совершаете куплю-продажу между собой за расчет наличный. Когда уславливаетесь вы между собой о чём-либо, призывайте свидетелей. Не следует чинить обиду писцу или свидетелю. Если же станете вы обижать их, то возьмёте грех . Страшитесь же Бога – учит Он вас , ведая обо всем сущем».

Итак, священное Писание сообщает нам о дозволенности дачи в долг и условиях оформления данной сделки.

Давать деньги или имущество в долг – сунна Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Однако нужно знать, что в зависимости от ситуации это может быть не только сунной, но и ваджибом, макрухом, харамом. Займодателю необходимо выяснить, на какие именно цели человек просит в долг. Деньги давать в долг сунна (желательно), если человек реально нуждается в помощи; ваджиб (близкое к обязательному), если нужно спасти жизнь, например, на операцию; макрух (нежелательно), если потратить попусту, на забавы, на покупки ненужного; харам (запретно), если заемщик пойдет тратить в казино, пропьет или потратит на другой харам.

Вознаграждение же давшему в долг больше, чем давшему садака, поскольку давший в долг мотивирует должника зарабатывать деньги для возврата долга и тем самым расти, а давший милостыню стимулирует одариваемого (кроме действительно неспособных зарабатывать себе на жизнь) на лень и надежду на других, а не на себя и на собственный труд. В хадисах говорится: «Я увидел в ночь вознесения (исра и миърадж), как на вратах рая было написано «Садака поднимается на десять ступеней, а долг – на восемнадцать», то есть награда за садака приумножится в 10 раз, а награда за предоставление долга в 18 раз; «Одолжить мусульманину два раза равносильно отдать деньги один раз насовсем».

Несмотря на то, что мусульманин может брать в долг, он должен стараться обходится без долгов, довольствоваться тем, что у него есть, прибегая к займу в крайних случаях. Праведник Лукман аль-Хаким говорил: «Чем находиться под грузом долга, я лучше буду носить тяжелые камни». «Остерегайтесь долга! Долг – это причина для печали и горя по ночам и унижений в дневное время» (аль-Байхаки). «Однажды сподвижники сидели вместе с Пророком (мир ему и благословение), и он поднял голову в небо, затем приложил ладони ко лбу и сказал «Субханаллах, какая же тяжесть ниспослана», и сподвижники сказали: «Мы испугались, и на следующее утро спросили, и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Клянусь Тем, в чьей власти моя душа, если бы человека убили на пути Аллаха, а потом он воскрес, затем опять сражался бы, его убили и опять воскресили бы, затем бы он вновь погиюб на пути Аллаха, имея долг, то он не вошел бы в рай, пока не уплатил свой долг» (хадис передали имамы Ахмад, ан-Насаи и Хаким).

Получая что-либо в долг, нужно сделать намерение вернуть этот долг в срок или даже раньше. Иметь намерение вернуть долг очень важно, поскольку сам Всевышний будет помогать таким людям. «Кто берет чужое с намерением вернуть это, тому Аллах поможет в этом. А кто берет с намерением потратить (как это делают некоторые), того Всевышний погубит», «К тому, кто заботится и беспокоится о долге и думает, как рассчитаться со своим кредитором, Аллах приставляет Свою охрану, которая хранит человека от бед и несчастных случаев, чтобы он рассчитался со своими долгами», «Кто бы ни занимал в долг, даже не думая его возвращать, встретит Всевышнего, будучи вором» (Ибн Маджа). «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) купил еды у одного иудея в долг, оставив при этом у него железную кольчугу в качестве залога» («Фатхуль-Бари», 5/53). Как видно из хадиса, сам Пророк (мир ему и благословение) брал в долг и при этом оставлял залог, и это наиболее мудрый вариант сделки: должнику не нужно скрываться от займодателя в случае невозможности выплаты долга, займодателю не нужно нести риск возможного убытка, заемщик и займодатель не таят обиды друг на друга и не ссорятся в итоге, непогашенные долги не становятся тяжким грузом для родственников в случае смерти заемщика.

Не брать залог и надеяться на наличие совести людей в наше время совсем не стоит, особенно когда речь идет о крупных суммах. Долги сегодня не возвращают даже близкие люди. Давая в долг без залога, стоит сразу подумать о том, что, возможно, долг вам не вернут, и сразу рассчитывать на возможный определенный убыток. С точки зрения психологии лучше всего давать такую сумму, которую не жалко будет потерять.

С долгами нужно стараться расплатиться как можно скорее. Должник не имеет права подавать милостыню, совершать хадж и прочие благие дела, так как сказано в хадисе: «Не будет принята милостыня того человека, члены семьи которого находятся в нужде, и у которого есть долги» (аль-Бухари). Имея долг, запретно тратить деньги на то, в чем нет крайней нужды. Первостепенной должна стать расплата с долгами. Как говорят саляфы, не рекомендовано есть два разных блюда тому, у кого есть долг. Некоторые праведники не ели фрукты, пока не возвращали долг.

Один из сподвижников, Абу Хадрад (да будет доволен им Аллах), взял в долг некоторую сумму денег у одного иудея. У него не было ничего, кроме одежды, которую он носил. Иудей настойчиво требовал возвращения долга. Пророк (мир ему и благословение) в то время был занят подготовкой похода на Хайбар. Абу Хадрад (да будет доволен им Аллах) просил отсрочки у иудея, но тот отказал и привёл его к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение). Абу Хадрад (да будет доволен им Аллах) сказал, что не имеет ничего, кроме одежды, которая на нём, и надеется расплатиться, когда ему что-то достанется после похода. Пророк (мир ему и благословение) сказал, что долг необходимо выплатить, и отговоркам не может быть места. Тогда Абу Хадрад (да будет доволен им Аллах) снял часть своей одежды, продал её и вернул долг. А сам завернулся в материю своей чалмы. Из этой истории видно, что, даже не имея ничего, люди отдавали последнее, чтобы расплатиться с долгами.

Как известно, мусульманам запрещено зарабатывать, давая деньги под проценты либо под какие-то подарки или нематериальные формы выгоды. Ростовщичество – тяжкий грех.

Бывают случаи, когда давший в долг пользуется этим фактом и выискивает прибыль с должника, полагая, что должник не имеет права ему отказать в его просьбе. Люди бизнеса, давая своим партнерам в долг, пусть даже без процентов, заранее рассчитывают на некую выгоду от должника в дальнейшем: заключение контрактов на эксклюзивных, особо выгодных условиях, «крышевание» в государственных органах и не только, лоббирование интересов в нужных ситуациях среди нужных людей. В хадисе сказано: «Всякая польза от отдачи в долг является запретной». Однако возвращающему долг (заемщику) дозволяется сделать на свое личное усмотрение какой-либо подарок давшему в долг (займодателю) в качестве благодарности за помощь в трудную минуту, но при этом этот подарок не должен оговариваться в момент заключения сделки (дачи денег в долг). Благодарить тех, кто вам оказал помощь в нужный момент – желательно (сунна). Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Достойнейшие из людей те, кто возвращают долги наилучшим образом».

Читайте так же:  Потерял паспорт взяли кредит что делать

Пророк (мир ему и благословение) говорил, если кто-то вам вернет долг, делайте за него дуа, просите у Аллаха баракат (благословение) для этого человека, поскольку он вернул вам ваше имущество. Рассказывает Абдулла ибн Рабиа: «Пророк (мир ему и благословение) взял у меня в долг сорок тысяч, затем через некоторые время он сам пришел ко мне и вернул мне деньги, сказав: «Да ниспошлет Аллах баракат на тебя, на твое имущество и семейство».

Что будет, если не вернуть долг?

Сегодня люди больше озабочены тем, как взять в долг у друга или в банке, нежели о том, как потом вернуть эти деньги. Люди так уверены в том, что не потеряют завтра работу, не обанкротятся в бизнесе, не потеряют здоровье, поддержку других и будут жить вечно, не наступит кризис в стране и не начнется война. Берут громадные суммы с закрытыми глазами, находясь как в тумане, надеясь на «авось». В долг, в кредит часто берут без особой надобности, следуя рекламе, вбивающей в мозги населения важность получить все, что душе хочется именно сейчас, а не завтра или через год. «Нет денег – ничего страшного, не надо ждать и копить, нужно жить комфортно уже сегодня, ведь вы этого достойны» – общий смысл всей рекламы. Психологическая уловка.

Но, как известно, жизнь безоблачной не бывает. Сегодня у вас есть возможность выплачивать долги, а завтра – нет. Сегодня совесть была, а завтра – исчезла. Казахстан, к примеру, занял первое место в мире по объему невозвращенных кредитов (по итогам 2012 г.). Что уж говорить о займах небанковских, неофициальных, среди физических лиц, родственников и друзей.

Одно дело, когда у заемщика действительно нет возможности выплатить долг по веским причинам, и займодатель может и вовсе простить долги, исходя из своей щедрости и братской любви, да и третье лицо может выплатить долги заемщика. Другое дело, когда люди имеют возможность вернуть чужие деньги, но не возвращают, не считая это важным. Находят деньги на что угодно, но только не на долги. Начинают скрываться, выключать телефоны, игнорировать сообщения о просьбе вернуть долг и даже переводят вину на займодателя! Вместо благодарности за оказанное добро займодатель получает лишь одни переживания и проблемы. Совесть и порядочность видимо полностью отключились у должников. «Берешь чужие деньги, а отдаешь свои» – гласит известная пословица. Я бы даже так сказала: «Хочешь, чтобы кто-то исчез из твоей жизни? Дай ему денег в долг – он сам исчезнет, даже если это твой друг».

Тому, кто попал в затруднительную ситуацию и не в состоянии выплатить долг в срок, необходимо в тот же день обратиться к займодателю с просьбой дать отсрочку. Нужно продать то имущество, которое имеется у заемщика, и как можно быстрее расплатиться с долгом. Займодателю необходимо проявить сочувствие к заемщику и дать отсрочку или же вовсе простить долг в случае крайней бедности заемщика, ведь в хадисах сказано: «Тому, кто дает в долг, за каждый день дается благость милостыни. Тому, кто не спешит с получением долга от бедняка, за каждый день дается такая же благость, как если бы он все имущество отдал в качестве милостыни» (аль-Хаким); «Тот, кто желает, чтоб Всевышний спас его от ужасов Судного дня, пусть своему должнику сделает послабление, предоставив отсрочку или освободив его от долга».

Тому, кто имеет возможность выплатить долги, но не выплачивает по своей халатности, не находя в этом необходимости, стоит подумать о том, что это есть притеснение, а притеснитель проклят Всевышним. «Должнику, имевшему возможность вернуть долг, но не сделавшего это, ежедневно будет записываться грех притеснителя» (ат-Табарани) – хадис.

Имущество такого нерадивого заемщика может быть арестовано в пользу займодателя. Заемщику следует помнить о том, что долги не прощаются даже шахиду, и в Судный день его ждет тяжелая расплата. Хадисы гласят: «Шахиду (павшему на поле битвы, священной войны) прощаются все грехи, за исключением долга» («Сахиху Муслим», № 3498); Однажды наш Пророк (мир ему и благословение) сидел возле того места, куда кладут покойников. Потом он поднял взор, опустил его и, положив руку на лоб, повторил три раза: «Субханаллах, Субханаллах, Субханал-лах». Сподвижники запомнили этот случай и позже спросили его: «За какой проступок будет такое страшное наказание, что ты так сильно опечалился?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «За долги»; «Должникам, не вернувшим свой долг, Всевышний Аллах скажет в Судный День: «Вы что же это думали, что Я оставлю чьи-то права за вами?» и с этими словами передаст все их благие поступки тем, кому они должны. Если же у должника не окажется в запасе благих поступков, то все грехи кредитора будут нагружены на должника» (ат-Табарани).

В заключение хочу пожелать всем братьям и сестрам стараться жить в довольствии тем, что у вас есть, и прибегать к займам в действительно крайних случаях.

Вероника Черноморская, Казахстан

Долг в исламе и как от него избавиться

На протяжении многих веков наличие финансовой зависимости приводило к тому, что человек терял свою свободу. В настоящее время рабство официально отменено практически во всех странах мира, но долговое бремя остаётся существенным ограничением человеческой свободы – пусть и не физической, но духовной.

Банки и разнообразные микрофинансовые организации активно призывают людей на невыгодных для них условиях вступать в долговые отношения, загоняя в процентную кабалу. Но современным мусульманам стоит понимать, что поддаваться на такие призывы ни в коем случае нельзя, так как под удар ставится не только преуспевание в этом мире, но и мире вечном. И не важно, кто выступает в качестве кредитора – какая-то организация или же обычный человек (т.е. физическое лицо в современной правовой терминологии).

Долг Шариатом разрешён…

В арабском языке употребляется слово «дайн», которое и переводится как «долг». Шариатское значение «дайн» можно интерпретировать как «обязанность, которая непременно должна быть выполнена». Богословы ссылаются на известный хадис Пророка Мухаммада (с.г.в.), согласно которому должник фактически оказывается на положении заключённого. «Ваш сотоварищ оказался в заключении собственного долга» (Абу Дауд).

Читайте так же:  Оплатить миг кредит онлайн по номеру договора

«О вы, которые уверовали! Записывайте условия, если вы заключаете договор долга на какой-то срок…» (2:282)

… но есть одно «но»

Тем не менее, ислам в целом рассматривает долг как явление, которого мусульмане должны избегать. Заключительный посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.) многократно произносил дуа (молитву) с просьбой избавить его от долга и тяжелого греха. Хадис с таким содержанием, переданный через Аишу (р.а.), можно найти в сборниках Аль-Бухари и Муслима.

Также в книге имама Ахмада приводится история о том, как Пророк (с.г.в.) отказался выполнять погребальную молитву тому, у кого остался долг в размере двух динаров. Пришедший проститься с усопшим Абу Катада (р.а.) пообещал закрыть его долг и выплатить необходимую сумму. Когда это произошло, Милость миров Мухаммад (с.г.в.) сказал: «Наконец, кожа мертвеца стала холодной».

Саубан (р.а.) передаёт слова Посланника Всевышнего (с.г.в.): «Тот, кто умрёт свободным от трёх вещей – высокомерия, обмана (мошенничества) и долга, – попадёт в Райскую обитель» (Ат-Тирмизи).

Из этих хадисов видно, насколько серьезна ответственность, которая возникает при долговых отношениях. Фактически финансовое бремя становится серьёзным раздражителем для берущего взаймы, мысли о выплате занимают его мысли. Подобная ситуация воспринимается как унижение, вследствие чего человек теряет веру в собственные силы, склонен заниматься самобичеванием. А сторона, выступающая в качестве займодавца, в свою очередь, вынуждена переживать о том, будет ли соблюдаться соглашение. То есть долговые отношения способствуют накалу межличностных отношений и может привести к ссоре между мусульманами.

Когда мусульманам разрешено брать в долг?

Исламские учёные выделяют три случая, когда взятие займа признаётся дозволенным:

1) берущий взаймы должен иметь намерение выплатить долг, то есть он не должен рассчитывать на то, что это финансовое обязательство ему могут простить или забудут;

2) должник обладает возможностью выплатить долг, то есть сумма для него должна быть подъёмной;

3) долг можно брать только на то, что не запрещено Шариатом. Исходя из этого, нельзя давать или брать в долг под проценты.

Перевод долга на другого человека

Отдельного внимания заслуживает ситуация переуступки долгового бремени или его части на другого человека. Исламское право предусматривает такую возможность. В арабском языке используется даже специальный термин «аль-хаваля». В этом случае подписывается договор между человеком, на котором висит долг, и тем, кто готов отвечать по этим обязательствам. Неотъемлемыми основами такой сделки являются предложение от должника и согласия как от кредитора, так и от того человека, который принимает перевод долга.

Есть две ситуации, когда такая финансовая схема аннулируется:

  • если принявший перевод долга человек отрицает этот факт, принося клятву, а передающее лицо не может предъявить доказательств;
  • если принявший долг человек умирает в состоянии банкротства.

Исламский кредит — это.

Исламский банкинг — банковская деятельность, соответствующая принципам шариата, и её практическое применение посредством развития исламской экономики. Более корректный термин для исламского банкинга — финансовая деятельность, основанная на принципах шариата.

Шариат запрещает получение установленного процента или вознаграждения за предоставление займа (известного как «риба» или ростовщичество) независимо от того, были платежи по займу фиксированные или плавающие. Инвестиции в предприятия, которые предоставляют товары или услуги, противоречащие исламским принципам (напр., свинина или алкоголь) также харам («грешны и запрещены»). Несмотря на то, что эти запреты исторически применялись в той или иной степени в мусульманских странах и общинах для предотвращения неисламской практики, только в конце 20 века были основаны несколько банков для применения таких принципов частными или получастными коммерческими институтами в мусульманском обществе.

Основное направление деятельности исламских банков — развитие исламской экономики, при этом деятельность таких банков должна соответствовать принципам шариата.

Исламские банки в России

Дуа для избавления от долгов

В заключение представим упомянутую выше дуа (молитву), которую читал Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) чтобы избавиться от испытания долгом:

Аллахумма, инни агузу бикя мин аль-масям валь-магрям

Перевод: «О Всевышний, ищу прибежище у Тебя от тяжелого греха и долга»

Кроме того, существует риваят, гласящий, что Печать всех пророков (с.г.в.) посоветовал одному из сахабов читать в такой ситуации 26 и 27 аяты суры «Семейство Имрана».

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Как мусульманам защититься от коронавируса?

Мир Вам, милость Аллаha и Его благословение. Уважаемые братья в истинной вере, прошу помочь мне советом и наставлением. До принятия мной Ислама я активно пользовался кредитами и кредитными картами. Есть автомобиль, взятый в кредит. Как мне поступить с ним? Можно ли мне им пользоваться?

Здравствуйте, у меня такой вопрос. Мой муж игроман, взял у отца деньги, чтобы закрыть проигрыш, обещал отдать, но не сдержал слово, а спустя время отец умер. Потом он хотел отдать на годовщину, но теперь в марте уже 2 года, как отец умер. Муж, конечно, хочет отдать, но дело в том, что после того случая у нас покатилась целая лавина неприятностей, а в прошлом году муж сделал долг в 700000 с рабочими деньгами, и в совокупности у нас долг больше миллиона рублей. С работы его уволили, я с маленькими детьми, соответственно, не работаю, наши близкие уже устали, да и попросту не могут нам помочь. Вот я и думаю, возможно, это очень большой грех, что не отдали деньги человеку, а он умер?? Муж обещал начать делать намаз и исправиться, но пока ничего не делает, только целыми днями бегает в поисках решения наших проблем и ссылается, что ему не до этого. Что делать в такой ситуации, подскажите пожалуйста, с точки зрения Ислама. Спасибо.

Здравствуйте! Ситуация сложная, однако следует помнить, что после каждой тяжести, даже обусловленной грехом, Всевышний по Своей безграничной Милости дает облегчение. Но для начала Его рабу следует сделать тауба (покаяние) за совершенный грех (а азартные игры относятся к страшным грехам). И найти в себе силы встать на намаз — человек сразу заметит, как его жизнь, отношение к ней кардинально поменяются. Для это не нужно там много времени, как кажется на первый взгляд. Чтобы обучиться намазу, достаточно выделить день. А потом сам намаз (все 5 ) будут занимать не более 30-40 минут в совокупности ежедневно, и это даже с учетом периодических тахаратов. Согласитесь, что даже перерывы на чай отнимают у нас больше времени. Поверьте, миллион — не такая уж неподъемная сумма для должника, если верить, что приложенные им максимально возможные усилия для заработка будут по достоинству оценены Аллахом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ассаламу алейкум. У меня такой вопрос: если оплатил долги женшине, в исламе можно ли с её согласия взять её в наложницы?

Источники

Можно ли брать кредит в исламе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here