Деньги кредит банки лекции для заочников

«Деньги. Кредит. Банки»

Аннотация

В процессе изучения курса «Деньги, кредит, банки» студенты приобретают фундаментальные экономические знания в области, связанной с функционированием денежно-кредитной сферы, овладевают основными методами работы в кредитных организациях.

Темы курса

Подразделение Направление Дисциплина Уровень Курс Форма обучения Количество часов Форма контроля
КФУ / Институт экономики и финансов / финансово-кредитное отделение 080100.62 Экономика Деньги, кредит, банки бакалавр 2 очное 144 экзамен: 3

Скриншоты

Доступ к курсу

Курс закрыт для гостевого доступа. Это означает, что Вам будет доступно всё содержимое курса только в процессе обучения на нем. Чтобы учиться на этом курсе, необходимо:

  • быть зарегистрированным в системе дистанционного обучения КФУ (как это сделать?);
  • согласовать с преподавателем (автором курса, тьютором или учителем) расписание занятий на этом курсе;
  • после этого преподаватель запишет Вас на этот курс в свою группу для обучения

В случае возникновения вопросов или проблем с доступом к курсу, Вы можете обратитьсья к нам за помощью с помощью формы обратной связи или через контактные данные.

http://kpfu.ru/dc?p_id=83765

Меркулова И.В.. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / И.В. Меркулова, А.Ю. Лукьянова. — М.: КНОРУС,2010. — 352 с.. 2010

Состоит из трех разделов. В первом излагаются основные аспекты возникновения и функционирования денег в условиях рыночной экономики. Во втором рассматриваются сущность, функции, роль, границы кредита и ссудного процента. Третий посвящен актуальным вопросам становления и развития банков и банковской системы, ее современному состоянию. Написано в соответствии с программой курса и отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям.

http://pravo.studio/dengi-uchebnik/dengi-kredit-banki-uchebnoe-posobie-merkulova.html

Неизвестный. Конспект лекций по курсу «Деньги, кредит, банки» 2012. 2012

Учебный курс «Деньги, кредит, банки» раскрывает сущность и роль денег и кредита в национальной экономике. Особое внимание уделяется новому осмыслению теории и практики управления денежными потоками и отношениями в современных условиях. При изучении курса будут определены деньги и кредит как экономические категории, проанализированы сущность и функции денег и кредита, их использование для регулирования воспроизводственного процесса. Особое внимание будет уделено изучению денежной и платежной систем Республики Беларусь, а также вопросам построения банковской системы и роли Национального банка Республики Беларусь в регулировании макроэкономического развития страны при помощи инструментов кредитно-денежной политики. В рамках учебного курса будут даны характеристики элементам банковской системы, проанализированы сущность и роль коммерческих банков, формы кредитов и формы и обеспечения их возврата, рассмотрены ресурсы коммерческого банка и его капитальная база, а также услуги и операции, совершаемые коммерческими банками.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

http://pravo.studio/banki-kredit-dengi-knigi/konspekt-lektsiy-kursu-dengi-kredit-banki.html

Коллектив авторов — Деньги, кредит, банки. Краткий курс

Описание книги «Деньги, кредит, банки. Краткий курс»

Описание и краткое содержание «Деньги, кредит, банки. Краткий курс» читать бесплатно онлайн.

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Деньги, кредит, банки». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки подготовиться и успешно сдать экзамен и зачет по данному предмету.

Издание предназначено для студентов высших образовательных учреждений.

5-е издание, исправленное.

Краткий курс по логистике. Учебное пособие

1. Происхождение и эволюция денег. Предпосылки появления денег, их значение и необходимость

¡ Деньги – это историческая категория, присущая товарному производству.

До появления денег имел место натуральный обмен. Еще при первых актах обмена в процессе зарождения стоимостных отношений возникла меновая стоимость как форма проявления стоимости. Развитие обмена происходило путем смены следующих форм стоимости.

1. Простая, или случайная, форма стоимости. Вначале обмен носил случайный характер: один товар выражал свою стоимость в другом, противостоящем ему товаре. Продукты производились, как правило, для себя и обменивались от случая к случаю. Меновая стоимость при таком обмене резко колебалась во времени и в пространстве. Товары, попавшие на рынок, измеряли свою стоимость через посредство другого товара по следующей формуле:

Товар А = Товар Б.

Однако К. Маркс писал, что эта форма не так проста, как кажется на первый взгляд, поскольку уже здесь имеет место выражение двух сторон стоимости товара. С одной стороны, товар А, выражая в этом обмене свою стоимость, относит ее к потребительной стоимости товара Б, т. е. находится в относительной форме стоимости. Этот товар играет активную роль: на рынке он ищет своего антипода. С другой стороны, товар Б служит материалом для выражения стоимости первого товара и находится в эквивалентной форме стоимости. Данный товар играет пассивную роль, т. е. пассивно отражает общественный труд, затраченный на его производство. Таким образом, товар Б становится внешним проявлением общественного труда.

Эквивалентную форму стоимости отличает ряд особенностей:

☝потребительная стоимость товара Б (товара-эквивалента) служит формой проявления своей противоположности – стоимости товара (товара А);

☝конкретный труд, заключенный в товаре Б (эквиваленте), служит формой проявления своей противоположности – абстрактного труда, заключенного в товаре А;

☝частный труд, затраченный на производство товара Б, находит свое проявление в общественном труде, заключенном в товаре А, т. е. в своей противоположности.

2. Полная, или развернутая, форма стоимости появилась в связи с общественным разделением труда, выделением скотоводческих и земледельческих племен. С развитием товарного производства в обмен втягивается все большее количество товаров, которые приобретают более или менее регулярный характер, и каждому товару противостоит множество товаров-эквивалентов. Формула полной стоимости:

Читайте так же:  Лучшие банки в которых можно взять кредит

Однако при данной форме в связи с множеством эквивалентов стоимость каждого товара не получает законченного выражения, что затрудняет обмен, так как не всегда в одном акте обмена можно получить желаемый товар. Чаще всего получалась целая цепочка последовательных обменов, до того как приобретался нужный товар, что было не совсем удобно.

3. Всеобщая форма стоимости. Дальнейшее развитие товарного производства и обмена привело к выделению из товарного мира отдельных товаров, играющих на местных рынках роль главных предметов обмена (соль, меха, скот и т. д.). Это были главные предметы обмена, имея которые можно было купить все остальные товары.

Однако роль всеобщего эквивалента не закрепилась ни за одним товаром, и в разное время ее попеременно выполняли различные товары. Формула такого обмена:

Товар Б = Товар В = Товар А = Товар Г.

4. Денежная форма стоимости. Когда товарный обмен принял систематический характер, у товаропроизводителей возникла потребность в товаре, пригодном на роль всеобщего эквивалента. Постепенно роль всеобщего стоимостного эквивалента закрепляется за определенным товаром, который становится деньгами, а всеобщая форма стоимости превращается в денежную. В это время большое значение приобретают металлы. Роль денег вначале выполняли слитки разной формы. Использование их затрудняло и замедляло расчеты: их приходилось взвешивать, определять пробу, делить на части. Ситуация упростилась с появлением в XII в. до н. э. чеканки монет. Что же касается металла, то роль денег выполняли медь, бронза, серебро. Постепенно роль всеобщего стоимостного эквивалента монополизируется за золотом или серебром в силу их естественных свойств (однородность, делимость, сохраняемость, портативность). Однако это не исключает появления других эквивалентов. Например, в Анголе до последнего времени всеобщим эквивалентом выступало баночное пиво, в Германии после Второй мировой войны – американские сигареты.

Появление денег позволило преодолеть узкие рамки обмена отдельных производителей товарами и создать условия для возникновения рынка, в операциях которого могут участвовать многие владельцы разных товаров. Это в свою очередь способствовало дальнейшему развитию производства и повышению его эффективности.

2. Сущность и функции денег

1. Чтобы понять сущность денег, необходимо рассмотреть противоречия товара и форму их разрешения.

☝Противоречие между потребительной стоимостью, удовлетворяющей конкретные потребности человека, и стоимостью, которая проявляется при обмене в форме меновой стоимости. Любой товар, выступающий в роли эквивалента (например топор), имеет следующие свойства:

– полезность топора как топора, т. е. способность рубить дрова;

– полезность топора как эквивалента, т. е. способность топора выразить стоимость другого товара (например овцы).

У товарных денег (мех, скот, соль) эти две полезности равноправны и вступают в противоречие друг с другом. Противоречие заключается в том, что при использовании товара как стоимости приходится отказываться от его потребления, а при использовании товара как потребительной стоимости его невозможно обменять.

☝Противоречие между конкретным и абстрактным трудом, затраченным на его производство. Как потребительная стоимость товар воплощает в себе конкретный труд, качественно разнородный и количественно несоизмеримый. Стоимость же создается абстрактным трудом, качественно однородным и количественно соизмеримым.

☝Противоречие между частным и общественным характером труда. В результате углубления разделения труда развивается всеобщая зависимость отдельных частных товаропроизводителей. Производство товаров приобретает общественный характер, который проявляется только при обмене.

2. Формой разрешения противоречий товара явилось выделение особого товара, играющего роль всеобщего эквивалента – денег. Потребительная стоимость, конкретный, частный труд, затраченный на товар-эквивалент, служат формой проявления их противоположности – стоимости, абстрактного, общественного труда, воплощенных в товаре, находящемся в относительной форме стоимости. Тем самым товар-эквивалент, т. е. деньги, становится непосредственным и всеобщим воплощением стоимости, абстрактного и общественного труда и обладает способностью обмениваться на все другие товары.

Сущность денег проявляется в единстве всеобщей непосредственной обмениваемости, самостоятельной формы меновой стоимости, вещной меры труда.

3. Деньги обслуживают процесс обмена посредством 3 выполнения различных функций.

☝Деньги как мера стоимости – посредством данной функции стоимость товаров получает качественное однородное измерение. Приравнивание товаров к определенной сумме денег дает и количественное соизмерение величины стоимости товаров. Для осуществления данной функции необходим масштаб цен. Это весовое количество металла, закрепленное за денежной единицей. Функция меры стоимости осуществляется сейчас через фактический рыночный масштаб цен, который выступает как единица соизмерения цен, причем следует заметить, что выполняют эту функцию идеальные (мысленно представляемые) деньги.

☝Деньги как средство обращения. Назначение данной функции денег – быть посредником при обмене товаров (Т – Д – Т): осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т). Средством обращения выступают только реальные деньги. Посредническая роль денег мимолетна. Продавец придает значение не тому, имеют ли деньги собственную стоимость, а тому, в какой степени они пользуются общественным признанием. Вследствие этого возникает возможность замены благородных металлов условными знаками – бумажными деньгами.

☝Деньги как средство накопления и образования сокровищ. Эту функцию выполняют деньги, изъятые из обращения. Если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то тем самым он изымает деньги из обращения, накапливает их, образуя сокровища. Накопление денег в виде сокровищ определяется стремлением каждого товаропроизводителя иметь известный денежный резерв, чтобы защитить себя от колебаний рыночной конъюнктуры. При этом функцию средства образования сокровищ могут выполнять только полноценные и реальные деньги: золото или серебро в виде монет и слитков. Кроме того, накопление сокровищ осуществляется в виде предметов роскоши, изготовленных из золота и серебра (тезаврация золота). Сокровища накапливают как частные лица, так и государство – в форме национальных золотых запасов, хранящихся в центральном банке страны. В условиях рыночной экономики сокровище как форма накопления богатства имеет второстепенное значение, поскольку главное – это оборот, ускорение движения денег.

http://www.libfox.ru/652043-kollektiv-avtorov-dengi-kredit-banki-kratkiy-kurs.html

Учебно-методический комплекс дисциплины «Деньги, кредит, банки» для заочной формы обучения

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,
Читайте так же:  Кредит на покупку нежилого помещения физическим лицом

БИЗНЕСА И ПРАВА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

«Деньги, кредит, Банки»

Для заочной формы обучения

Ростов-на-Дону

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Дисциплина «Деньги, кредит, банки» является специальной дисциплиной, входящей в программу подготовки студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит».

Учебно-методический комплекс включает учебно-методический план изучения дисциплины, учебную программу курса, темы практических занятий и самостоятельных работ, список литературы, структуру и балльную оценку рейтингов, содержание рейтинговых заданий, перечень контрольных вопросов по дисциплине.

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры «Финансы и налоги» и рекомендован к изданию Учебно-методическим советом Института управления, бизнеса и права (протокол № __ от __.___.__).

Составитель: к. э.н., доцент

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель обучения – обеспечение глубоких и всесторонних знаний, теоретических и практических основ денежно-кредитных отношений на макро — и микроуровне, их состояния и перспектив развития.

Изучение курса «Деньги, кредит, банки» позволяет решить следующие задачи:

— сформировать знания о сущности и видах денег, содержании денежно-кредитных отношений и их формах;

— усвоить теоретические основы и закономерности формирования и развития кредитных систем, экономических отношений и финансовых институтов;

— формирование современного представления о месте и роли центральных и коммерческих банков в сегодняшней рыночной экономике;

— изучение специфики России и стран с развитой рыночной экономикой в вопросах денежно-кредитного регулирования;

— приобрести навыки применения полученных в ходе обучения знаний для анализа конкретных практических ситуаций, касающихся как международных денежно-кредитных отношений, так и вопросов деятельности банковских и парабанковских институтов.

2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Иметь представление о теории денег, кредита, банков, раскрытии исторических и дискуссионных теоретических аспектов их сущности, функций, законов, роль в современной рыночной экономике.

    современные трактовки сущности денег, их эволюцию и виды; сущность и значение системы кредитования, ее структуру, звенья, типы и функции; особенности функционирования кредитных рынков; современное законодательство, нормативные и методические документы, регулирующие денежный оборот и систему расчетов, а так же практику применения указанных документов; содержание основной отечественной и зарубежной монографической литературы по теоретическим вопросам, связанным с функционированием денежно-кредитной сферы; основы организации и регулирования денежного оборота, особенности реализации денежно-кредитной политики в различных странах, применяемые методы и инструменты денежно-кредитного регулирования, антиинфляционной политики, особенности проведения денежных реформ в отдельных странах, специфику функций, задач, направлений деятельности, основных операций центральных и коммерческих банков.

    оперировать теориями денег, теориями сущности кредитно-финансовых институтов и кредитных систем; решать на примере конкретных ситуаций проблемы, связанные с функционированием денежно-кредитных систем; выявлять наиболее выгодную схему погашения кредита; планировать денежные потоки.

    владеть формами и методами использования денег и кредита для регулирования социально-экономических процессов в условиях рыночной и переходной к рыночной экономике, учитывая при этом специфику России; ориентироваться в статистических материалах по денежному обращению, расчетам, состоянию денежной сферы, банковской системы; уметь анализировать периодическую литературу по вопросам состояния и отдельным проблемам денежно-кредитной экономики; грамотно оценивать роль банков в современной рыночной экономике.

3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА

Необходимость и сущность денег

Сущность денег. Свойства денег. Эволюция денег. Методологические подходы к истории развития денег. Роль и развитие денег в условиях рыночной экономики. Металлические деньги. Бумажные деньги. Кредитные деньги. Экономическая природа бумажных и кредитных денег. Мировые деньги. Эволюция кредитных денег. Вексель. Банкнота. Чек. Электронные деньги. Современные деньги. Эмиссионное право.

Денежный оборот. Его содержание и структура

Денежный оборот и его структура. Выпуск денег в хозяйственный оборот. Наличноденежный оборот и денежное обращение. Законы денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота. Теории денег. Безналичный денежный оборот и система безналичных расчетов. Понятие денежной системы страны, генезис ее развития. Бумажные и кредитные деньги, закономерности их обращения.

Причины и сущность инфляции, формы ее проявления. Закономерности инфляционного процесса. Регулирование инфляции: методы, границы, противоречия.

Кредит: сущность, функции и виды

Необходимость кредита и его сущность. Эволюция типов кредита: коммерческий, денежный, банковский. Понятие и принципы системы кредитования. Ставка (норма) процента. Цена кредита. Этапы развития кредитных отношений. Функции и законы кредита. Классификационные признаки кредита. Категории кредитора и заемщика. Виды и формы кредита. Роль и границы кредита. Кредит в международных экономических отношениях.

Ссудный процент и плата за кредит

Ссудный процент и его роль. Классификация форм ссудного процента. Основы формирования уровня ссудного процента. Границы ссудного процента и источники его уплаты.

Ставка процента (процентная ставка). Риски. Доход. «Проценты за кредит», «плата за кредит». Расчет процентного дохода. Наращение простых процентов. Учет векселей. Сложные проценты. Реинвестирование процентов. Рыночная ставка процента. Номинальная процентная ставка: виды. Реальная ставка процента. Уровни процентных ставок. Базовая банковская ставка. Процентная ставка денежного рынка. Процентная ставка по межбанковским кредитам (МБК). Отдельные виды процентных ставок. Факторы, определяющие различия в процентных ставках (доходность к погашению).

Возникновение и развитие банков. Банковская система

Возникновение и сущность банков, их функции и роль в развитии экономики. Понятие «банк». Современная трактовка сущности банка: юридическая и экономическая стороны. Виды банков. Современный коммерческий банк как открытая самоуправляемая система. Небанковские кредитные организации.

Типы построения банковской системы.

Центральные банки и основы их деятельности

Центральные банки и основы их деятельности. Независимость центральных банков. Сущность и функции центральных банков. Банковская система как объект и субъект государственного регулирования. Центральный банк как проводник денежно-кредитной политики. Федеральная резервная система США. Банк Японии. Банк Великобритании. Европейский Центральный банк. ЦБ РФ: политика и структура.

Коммерческие банки и их деятельность

Сущность и функции коммерческих банков. Группы банковских операций. Коммерческий банк как среда. Иерархическая структура внешней среды коммерческого банка. Организационно-правовые формы банков.

Универсализация и специализация банковского дела.

Ресурсы коммерческих банков. Структура ресурсов. Пассивные операции банков.

Активные операции. Современное состояние банковской системы РФ.

Международные финансовые и кредитные институты

Структура валютного рынка. Валютные операции. Типы валютных систем. Цена иностранной валюты. Понятие и основные элементы мировой валютной системы. Европейская валютная система. Международные расчеты, основы их организации. Международный кредит, его сущность, значение. Основные формы международного кредита. Цели создания и особенности функционирования международных финансовых и кредитных организаций.

Читайте так же:  Займ на кошелек без работы

http://pandia.ru/text/78/547/6824.php

«Деньги. Кредит. Банки»

Аннотация

В процессе изучения курса «Деньги, кредит, банки» студенты приобретают фундаментальные экономические знания в области, связанной с функционированием денежно-кредитной сферы, овладевают основными методами работы в кредитных организациях.

Темы курса

Подразделение Направление Дисциплина Уровень Курс Форма обучения Количество часов Форма контроля
КФУ / Институт экономики и финансов / финансово-кредитное отделение 080100.62 Экономика Деньги, кредит, банки бакалавр 2 очное 144 экзамен: 3

Скриншоты

Видео (кликните для воспроизведения).

Доступ к курсу

Курс закрыт для гостевого доступа. Это означает, что Вам будет доступно всё содержимое курса только в процессе обучения на нем. Чтобы учиться на этом курсе, необходимо:

  • быть зарегистрированным в системе дистанционного обучения КФУ (как это сделать?);
  • согласовать с преподавателем (автором курса, тьютором или учителем) расписание занятий на этом курсе;
  • после этого преподаватель запишет Вас на этот курс в свою группу для обучения

В случае возникновения вопросов или проблем с доступом к курсу, Вы можете обратитьсья к нам за помощью с помощью формы обратной связи или через контактные данные.

http://kpfu.ru/dc?p_id=83765

Коллектив авторов — Деньги, кредит, банки. Краткий курс

Описание книги «Деньги, кредит, банки. Краткий курс»

Описание и краткое содержание «Деньги, кредит, банки. Краткий курс» читать бесплатно онлайн.

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Деньги, кредит, банки». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки подготовиться и успешно сдать экзамен и зачет по данному предмету.

Издание предназначено для студентов высших образовательных учреждений.

5-е издание, исправленное.

Краткий курс по логистике. Учебное пособие

1. Происхождение и эволюция денег. Предпосылки появления денег, их значение и необходимость

¡ Деньги – это историческая категория, присущая товарному производству.

До появления денег имел место натуральный обмен. Еще при первых актах обмена в процессе зарождения стоимостных отношений возникла меновая стоимость как форма проявления стоимости. Развитие обмена происходило путем смены следующих форм стоимости.

1. Простая, или случайная, форма стоимости. Вначале обмен носил случайный характер: один товар выражал свою стоимость в другом, противостоящем ему товаре. Продукты производились, как правило, для себя и обменивались от случая к случаю. Меновая стоимость при таком обмене резко колебалась во времени и в пространстве. Товары, попавшие на рынок, измеряли свою стоимость через посредство другого товара по следующей формуле:

Товар А = Товар Б.

Однако К. Маркс писал, что эта форма не так проста, как кажется на первый взгляд, поскольку уже здесь имеет место выражение двух сторон стоимости товара. С одной стороны, товар А, выражая в этом обмене свою стоимость, относит ее к потребительной стоимости товара Б, т. е. находится в относительной форме стоимости. Этот товар играет активную роль: на рынке он ищет своего антипода. С другой стороны, товар Б служит материалом для выражения стоимости первого товара и находится в эквивалентной форме стоимости. Данный товар играет пассивную роль, т. е. пассивно отражает общественный труд, затраченный на его производство. Таким образом, товар Б становится внешним проявлением общественного труда.

Эквивалентную форму стоимости отличает ряд особенностей:

☝потребительная стоимость товара Б (товара-эквивалента) служит формой проявления своей противоположности – стоимости товара (товара А);

☝конкретный труд, заключенный в товаре Б (эквиваленте), служит формой проявления своей противоположности – абстрактного труда, заключенного в товаре А;

☝частный труд, затраченный на производство товара Б, находит свое проявление в общественном труде, заключенном в товаре А, т. е. в своей противоположности.

2. Полная, или развернутая, форма стоимости появилась в связи с общественным разделением труда, выделением скотоводческих и земледельческих племен. С развитием товарного производства в обмен втягивается все большее количество товаров, которые приобретают более или менее регулярный характер, и каждому товару противостоит множество товаров-эквивалентов. Формула полной стоимости:

Однако при данной форме в связи с множеством эквивалентов стоимость каждого товара не получает законченного выражения, что затрудняет обмен, так как не всегда в одном акте обмена можно получить желаемый товар. Чаще всего получалась целая цепочка последовательных обменов, до того как приобретался нужный товар, что было не совсем удобно.

3. Всеобщая форма стоимости. Дальнейшее развитие товарного производства и обмена привело к выделению из товарного мира отдельных товаров, играющих на местных рынках роль главных предметов обмена (соль, меха, скот и т. д.). Это были главные предметы обмена, имея которые можно было купить все остальные товары.

Однако роль всеобщего эквивалента не закрепилась ни за одним товаром, и в разное время ее попеременно выполняли различные товары. Формула такого обмена:

Товар Б = Товар В = Товар А = Товар Г.

4. Денежная форма стоимости. Когда товарный обмен принял систематический характер, у товаропроизводителей возникла потребность в товаре, пригодном на роль всеобщего эквивалента. Постепенно роль всеобщего стоимостного эквивалента закрепляется за определенным товаром, который становится деньгами, а всеобщая форма стоимости превращается в денежную. В это время большое значение приобретают металлы. Роль денег вначале выполняли слитки разной формы. Использование их затрудняло и замедляло расчеты: их приходилось взвешивать, определять пробу, делить на части. Ситуация упростилась с появлением в XII в. до н. э. чеканки монет. Что же касается металла, то роль денег выполняли медь, бронза, серебро. Постепенно роль всеобщего стоимостного эквивалента монополизируется за золотом или серебром в силу их естественных свойств (однородность, делимость, сохраняемость, портативность). Однако это не исключает появления других эквивалентов. Например, в Анголе до последнего времени всеобщим эквивалентом выступало баночное пиво, в Германии после Второй мировой войны – американские сигареты.

Появление денег позволило преодолеть узкие рамки обмена отдельных производителей товарами и создать условия для возникновения рынка, в операциях которого могут участвовать многие владельцы разных товаров. Это в свою очередь способствовало дальнейшему развитию производства и повышению его эффективности.

Читайте так же:  Займ без процентов новые мфо

2. Сущность и функции денег

1. Чтобы понять сущность денег, необходимо рассмотреть противоречия товара и форму их разрешения.

☝Противоречие между потребительной стоимостью, удовлетворяющей конкретные потребности человека, и стоимостью, которая проявляется при обмене в форме меновой стоимости. Любой товар, выступающий в роли эквивалента (например топор), имеет следующие свойства:

– полезность топора как топора, т. е. способность рубить дрова;

– полезность топора как эквивалента, т. е. способность топора выразить стоимость другого товара (например овцы).

У товарных денег (мех, скот, соль) эти две полезности равноправны и вступают в противоречие друг с другом. Противоречие заключается в том, что при использовании товара как стоимости приходится отказываться от его потребления, а при использовании товара как потребительной стоимости его невозможно обменять.

☝Противоречие между конкретным и абстрактным трудом, затраченным на его производство. Как потребительная стоимость товар воплощает в себе конкретный труд, качественно разнородный и количественно несоизмеримый. Стоимость же создается абстрактным трудом, качественно однородным и количественно соизмеримым.

☝Противоречие между частным и общественным характером труда. В результате углубления разделения труда развивается всеобщая зависимость отдельных частных товаропроизводителей. Производство товаров приобретает общественный характер, который проявляется только при обмене.

2. Формой разрешения противоречий товара явилось выделение особого товара, играющего роль всеобщего эквивалента – денег. Потребительная стоимость, конкретный, частный труд, затраченный на товар-эквивалент, служат формой проявления их противоположности – стоимости, абстрактного, общественного труда, воплощенных в товаре, находящемся в относительной форме стоимости. Тем самым товар-эквивалент, т. е. деньги, становится непосредственным и всеобщим воплощением стоимости, абстрактного и общественного труда и обладает способностью обмениваться на все другие товары.

Сущность денег проявляется в единстве всеобщей непосредственной обмениваемости, самостоятельной формы меновой стоимости, вещной меры труда.

3. Деньги обслуживают процесс обмена посредством 3 выполнения различных функций.

☝Деньги как мера стоимости – посредством данной функции стоимость товаров получает качественное однородное измерение. Приравнивание товаров к определенной сумме денег дает и количественное соизмерение величины стоимости товаров. Для осуществления данной функции необходим масштаб цен. Это весовое количество металла, закрепленное за денежной единицей. Функция меры стоимости осуществляется сейчас через фактический рыночный масштаб цен, который выступает как единица соизмерения цен, причем следует заметить, что выполняют эту функцию идеальные (мысленно представляемые) деньги.

☝Деньги как средство обращения. Назначение данной функции денег – быть посредником при обмене товаров (Т – Д – Т): осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т). Средством обращения выступают только реальные деньги. Посредническая роль денег мимолетна. Продавец придает значение не тому, имеют ли деньги собственную стоимость, а тому, в какой степени они пользуются общественным признанием. Вследствие этого возникает возможность замены благородных металлов условными знаками – бумажными деньгами.

☝Деньги как средство накопления и образования сокровищ. Эту функцию выполняют деньги, изъятые из обращения. Если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то тем самым он изымает деньги из обращения, накапливает их, образуя сокровища. Накопление денег в виде сокровищ определяется стремлением каждого товаропроизводителя иметь известный денежный резерв, чтобы защитить себя от колебаний рыночной конъюнктуры. При этом функцию средства образования сокровищ могут выполнять только полноценные и реальные деньги: золото или серебро в виде монет и слитков. Кроме того, накопление сокровищ осуществляется в виде предметов роскоши, изготовленных из золота и серебра (тезаврация золота). Сокровища накапливают как частные лица, так и государство – в форме национальных золотых запасов, хранящихся в центральном банке страны. В условиях рыночной экономики сокровище как форма накопления богатства имеет второстепенное значение, поскольку главное – это оборот, ускорение движения денег.

http://www.libfox.ru/652043-kollektiv-avtorov-dengi-kredit-banki-kratkiy-kurs.html

Неизвестный. Конспект лекций по курсу «Деньги, кредит, банки» 2012. 2012

Учебный курс «Деньги, кредит, банки» раскрывает сущность и роль денег и кредита в национальной экономике. Особое внимание уделяется новому осмыслению теории и практики управления денежными потоками и отношениями в современных условиях. При изучении курса будут определены деньги и кредит как экономические категории, проанализированы сущность и функции денег и кредита, их использование для регулирования воспроизводственного процесса. Особое внимание будет уделено изучению денежной и платежной систем Республики Беларусь, а также вопросам построения банковской системы и роли Национального банка Республики Беларусь в регулировании макроэкономического развития страны при помощи инструментов кредитно-денежной политики. В рамках учебного курса будут даны характеристики элементам банковской системы, проанализированы сущность и роль коммерческих банков, формы кредитов и формы и обеспечения их возврата, рассмотрены ресурсы коммерческого банка и его капитальная база, а также услуги и операции, совершаемые коммерческими банками.

http://pravo.studio/banki-kredit-dengi-knigi/konspekt-lektsiy-kursu-dengi-kredit-banki.html

Меркулова И.В.. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / И.В. Меркулова, А.Ю. Лукьянова. — М.: КНОРУС,2010. — 352 с.. 2010

Состоит из трех разделов. В первом излагаются основные аспекты возникновения и функционирования денег в условиях рыночной экономики. Во втором рассматриваются сущность, функции, роль, границы кредита и ссудного процента. Третий посвящен актуальным вопросам становления и развития банков и банковской системы, ее современному состоянию. Написано в соответствии с программой курса и отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям.

http://pravo.studio/dengi-uchebnik/dengi-kredit-banki-uchebnoe-posobie-merkulova.html

Учебно-методический комплекс дисциплины «Деньги, кредит, банки» для заочной формы обучения

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

«Деньги, кредит, Банки»

Для заочной формы обучения

Ростов-на-Дону

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Дисциплина «Деньги, кредит, банки» является специальной дисциплиной, входящей в программу подготовки студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит».

Учебно-методический комплекс включает учебно-методический план изучения дисциплины, учебную программу курса, темы практических занятий и самостоятельных работ, список литературы, структуру и балльную оценку рейтингов, содержание рейтинговых заданий, перечень контрольных вопросов по дисциплине.

Читайте так же:  Хочу взять займ без отказа

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры «Финансы и налоги» и рекомендован к изданию Учебно-методическим советом Института управления, бизнеса и права (протокол № __ от __.___.__).

Составитель: к. э.н., доцент

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель обучения – обеспечение глубоких и всесторонних знаний, теоретических и практических основ денежно-кредитных отношений на макро — и микроуровне, их состояния и перспектив развития.

Изучение курса «Деньги, кредит, банки» позволяет решить следующие задачи:

— сформировать знания о сущности и видах денег, содержании денежно-кредитных отношений и их формах;

— усвоить теоретические основы и закономерности формирования и развития кредитных систем, экономических отношений и финансовых институтов;

— формирование современного представления о месте и роли центральных и коммерческих банков в сегодняшней рыночной экономике;

— изучение специфики России и стран с развитой рыночной экономикой в вопросах денежно-кредитного регулирования;

— приобрести навыки применения полученных в ходе обучения знаний для анализа конкретных практических ситуаций, касающихся как международных денежно-кредитных отношений, так и вопросов деятельности банковских и парабанковских институтов.

2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Иметь представление о теории денег, кредита, банков, раскрытии исторических и дискуссионных теоретических аспектов их сущности, функций, законов, роль в современной рыночной экономике.

    современные трактовки сущности денег, их эволюцию и виды; сущность и значение системы кредитования, ее структуру, звенья, типы и функции; особенности функционирования кредитных рынков; современное законодательство, нормативные и методические документы, регулирующие денежный оборот и систему расчетов, а так же практику применения указанных документов; содержание основной отечественной и зарубежной монографической литературы по теоретическим вопросам, связанным с функционированием денежно-кредитной сферы; основы организации и регулирования денежного оборота, особенности реализации денежно-кредитной политики в различных странах, применяемые методы и инструменты денежно-кредитного регулирования, антиинфляционной политики, особенности проведения денежных реформ в отдельных странах, специфику функций, задач, направлений деятельности, основных операций центральных и коммерческих банков.

    оперировать теориями денег, теориями сущности кредитно-финансовых институтов и кредитных систем; решать на примере конкретных ситуаций проблемы, связанные с функционированием денежно-кредитных систем; выявлять наиболее выгодную схему погашения кредита; планировать денежные потоки.

    владеть формами и методами использования денег и кредита для регулирования социально-экономических процессов в условиях рыночной и переходной к рыночной экономике, учитывая при этом специфику России; ориентироваться в статистических материалах по денежному обращению, расчетам, состоянию денежной сферы, банковской системы; уметь анализировать периодическую литературу по вопросам состояния и отдельным проблемам денежно-кредитной экономики; грамотно оценивать роль банков в современной рыночной экономике.

3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА

Необходимость и сущность денег

Сущность денег. Свойства денег. Эволюция денег. Методологические подходы к истории развития денег. Роль и развитие денег в условиях рыночной экономики. Металлические деньги. Бумажные деньги. Кредитные деньги. Экономическая природа бумажных и кредитных денег. Мировые деньги. Эволюция кредитных денег. Вексель. Банкнота. Чек. Электронные деньги. Современные деньги. Эмиссионное право.

Денежный оборот. Его содержание и структура

Денежный оборот и его структура. Выпуск денег в хозяйственный оборот. Наличноденежный оборот и денежное обращение. Законы денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота. Теории денег. Безналичный денежный оборот и система безналичных расчетов. Понятие денежной системы страны, генезис ее развития. Бумажные и кредитные деньги, закономерности их обращения.

Причины и сущность инфляции, формы ее проявления. Закономерности инфляционного процесса. Регулирование инфляции: методы, границы, противоречия.

Кредит: сущность, функции и виды

Необходимость кредита и его сущность. Эволюция типов кредита: коммерческий, денежный, банковский. Понятие и принципы системы кредитования. Ставка (норма) процента. Цена кредита. Этапы развития кредитных отношений. Функции и законы кредита. Классификационные признаки кредита. Категории кредитора и заемщика. Виды и формы кредита. Роль и границы кредита. Кредит в международных экономических отношениях.

Ссудный процент и плата за кредит

Ссудный процент и его роль. Классификация форм ссудного процента. Основы формирования уровня ссудного процента. Границы ссудного процента и источники его уплаты.

Ставка процента (процентная ставка). Риски. Доход. «Проценты за кредит», «плата за кредит». Расчет процентного дохода. Наращение простых процентов. Учет векселей. Сложные проценты. Реинвестирование процентов. Рыночная ставка процента. Номинальная процентная ставка: виды. Реальная ставка процента. Уровни процентных ставок. Базовая банковская ставка. Процентная ставка денежного рынка. Процентная ставка по межбанковским кредитам (МБК). Отдельные виды процентных ставок. Факторы, определяющие различия в процентных ставках (доходность к погашению).

Возникновение и развитие банков. Банковская система

Возникновение и сущность банков, их функции и роль в развитии экономики. Понятие «банк». Современная трактовка сущности банка: юридическая и экономическая стороны. Виды банков. Современный коммерческий банк как открытая самоуправляемая система. Небанковские кредитные организации.

Типы построения банковской системы.

Центральные банки и основы их деятельности

Центральные банки и основы их деятельности. Независимость центральных банков. Сущность и функции центральных банков. Банковская система как объект и субъект государственного регулирования. Центральный банк как проводник денежно-кредитной политики. Федеральная резервная система США. Банк Японии. Банк Великобритании. Европейский Центральный банк. ЦБ РФ: политика и структура.

Коммерческие банки и их деятельность

Сущность и функции коммерческих банков. Группы банковских операций. Коммерческий банк как среда. Иерархическая структура внешней среды коммерческого банка. Организационно-правовые формы банков.

Универсализация и специализация банковского дела.

Ресурсы коммерческих банков. Структура ресурсов. Пассивные операции банков.

Активные операции. Современное состояние банковской системы РФ.

Международные финансовые и кредитные институты

Структура валютного рынка. Валютные операции. Типы валютных систем. Цена иностранной валюты. Понятие и основные элементы мировой валютной системы. Европейская валютная система. Международные расчеты, основы их организации. Международный кредит, его сущность, значение. Основные формы международного кредита. Цели создания и особенности функционирования международных финансовых и кредитных организаций.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://pandia.ru/text/78/547/6824.php

Деньги кредит банки лекции для заочников
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here